Разделы сайта
Выбор редакции:
- Столица Ирана, флаг, история страны
- Причины по которым вас могут снять с рейса
- Город кольмар во франции достопримечательности
- Расстояние от турина до генуи Расписание железнодорожных рейсов
- Карлов мост в Праге: история, страшные легенды, фото и советы из нашего опыта
- Бронирование отелей без предоплаты и кредитной карты Где заказать гостиницу
- Архитектурно-парковый ансамбль Кто построил архитектурно парковый ансамбль усадьбы кусково
- Большой кремлевский дворец
- Последние отзывы о ялте Отдых в крыму город ялта
- Джеймс фенимор купер последний из могикан читать Последний из могикан куприн
Реклама
Примеры конструкций разборных парусных судов. Делай, что должен Установить латинский парус без мачты |
Были ли арабы изобретателями латинского паруса . Известно, что одной из отличительных признаков средневековой галеры было наличие латинского парусного вооружения. Мы еще обязательно поговорим о возникновении латинских парусов на галерах, но сейчас хотелось бы несколько слов сказать об истории возникновения косых, в том числе латинских, парусов вообще. Кто и когда изобрел латинский парус - неизвестно. Поэтому, как обычно в таких случаях, нет недостатка в гипотезах, порою взаимно исключающих друг друга, окрашенных плохо скрытыми попытками утвердить национальные приоритеты (постулат «Россия - родина слонов» касается не только России и не только слонов). Принцип действия латинского паруса коренным образом отличается от принципа работы прямого паруса. Он устанавливается не поперек, а практически вдоль ветра, и движущая сила является составляющей разности давлений между вогнутой и выпуклой частями паруса, совершенно так же, как образуется подъемная сила крыла самолета. Основные преимущества латинского паруса - он оказывает меньшее сопротивление движению, более эффективно используется при слабом ветре и позволяет идти круче к ветру, чем при использовании прямого паруса. Так почему же так долго длилось господство прямого паруса? Имелась только одна причина, по которой большой прямоугольный парус оставался в течение многих и многих веков на судах, совершавших плавание по Нилу. Эта река, как известно, течет с юга на север, в то время как преобладающие ветры дуют с севера на юг. Следовательно, когда судно спускалось вниз по течению, рангоут рубили и за дело брались гребцы. На обратном пути дул устойчивый попутный ветер, который не требовал лавирования для следования вверх по течению. Простота в конструкции прямых парусов и управлении ими способствовали такому длительному их господству на египетских, а затем и других средиземноморских судах. Прямой парус не нуждается в переходе с галса на галс при незначительном изменении направления попутного ветра, тогда как использование косых парусов в этом случае требует от экипажа постоянного внимания. Наиболее вероятно переход от прямого к латинскому парусу выглядит следующим образом. Используя прямой парус, мореплаватели заметили, что когда судно идет не точно в фордевинд, эффективность паруса можно повысить, если повернуть его таким образом, чтобы он оказался перпендикулярно ветру. Если эта техника используется при наличии у судна киля или рулевого устройства (а лучше - и того и другого вместе), то можно выбирать курс судна относительно ветра в более широких пределах, а не просто перемещаться вдоль направления ветра. Наиболее острые споры развернулись вокруг вопроса, имеет ли латинский парус средиземноморское происхождение или он первоначально появился в Индийском океане и привнесен в Средиземное море арабами . Сторонники второй версии приводят в ее подтверждение следующие доводы. Латинский парус был повсеместно известен под именем «арабского паруса», заимствованием которого мореплаватели Запада значительно повысили эффективность своего флота. Далее, отсутствуют свидетельства о наличии в Средиземном море латинского вооружения до конца девятого века, т.е. по прошествии почти двух веков с начала действия арабских кораблей в Средиземноморье (George F. Hourani, Arab Seafaring in the Indian Ocean in Ancient and Early Medieval Times (Princeton, 1951)). Однозначно решает этот вопрос и наш арабист Шумовский Т.А. В своей книге «Арабы и море » (1964 г., с.173) он пишет: «Перенесенный арабскими мореходами из Индийского океана в Средиземное море и ставший достоянием Европы, носо-кормовой треугольный парус произвел революцию в европейском парусном мореплавании. Переход от первобыт-ного одномачтовика с прямоугольным парусом к трехмачто-вым кораблям с арабским треугольником дал возможность парусному судну идти против ветра, то есть практически в. любом выгодном ему направлении, откуда возникла техни-ческая возможность осуществить экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и их преемников.» Р.Боуэн (Richard LeBaron Bowen, “Arab Dhows of Eastern Arabia,” The American Neptune 9 (1949): 92) тоже полагает, что вероятнее всего родиной латинского паруса является Индийский океан, так как в рассмотренной выше эволюции парусного вооружения от прямого к латинскому именно в Индийском океане присутствуют промежуточные между ними видоизменения паруса. В Средиземном же море не обнаружены паруса, которые можно было бы считать предшественниками латинского. Вместе с тем Р.Боуэн считает, что неправильным было бы приписывать изобретение латинского паруса арабам. Он полагает, что арабы проявили себя мореплавателями слишком поздно, чтобы считаться изобретателями латинского паруса. По мнению этого авторитетного ученого, арабы переняли знания морского дела у персов вместе с морским словарем, принципами навигации и, возможно, и латинским парусным вооружением. А уж затем арабы перенесли латинский парус в Средиземное море. Подтверждает эту гипотезу, якобы, тот факт, что первые изображения латинского паруса в средиземноморском изобразительном искусстве появились в девятом веке. В связи с этим уместно привести замечание Ван Доорнинка, приведенное в сборнике A History of Seafaring Based on Underwater Archaeology, (ed. George F. Bass (London, 1972), p. 146) о том, что иллюстраторы манускриптов, как правило, работали с традиционными стереотипными формами и редко вводили новации в свое искусство. Так что треугольные латинские паруса могли появиться задолго до того, как их изображения стали использоваться в иллюминированных рукописных текстах. Следовательно, этот факт дает основание для заявления лишь о том, что латинские паруса на Средиземном море появились «не позднее, чем » в IX веке. Но главная трудность в продвижении этой гипотезы заключается в том, что, как в более раннем исследовании заявил тот же Боуэн, нет ни одного свидетельства об использовании латинского паруса в западной части Индийского океана до появления там португальцев . Правда, имелись предположения, что рейковый (люгерный) парус мог быть занесен в западную часть Индийского океана греческими купцами, ведущими торговлю с Индией в эпоху господства Рима. И все же, несмотря на самые тщательные научные поиски, не удалось найти ни одного литературного или изобразительного свидетельства о типах парусного вооружения, используемого в западной части Индийского океане до XV века . Приводимые Дж.Хурани в подтверждение гипотезы о том, что арабы использовали латинский парус, свидетельства из арабской поэзии IX-X вв. не выдерживают никакой критики. Поэтические образы сравнивают корабельный парус вдалеке с плавником кита или выпускаемым им фонтаном. На этом основании Дж.Хурани делает вывод, что имеется в виду скорее латинский, чем прямой парус. Но у кита нет спинного плавника, а фонтан, выпускаемый китом, похож скорее на облако пара, чем на какую-то определенную форму. Это скорее чисто романтический образ, не дающий ключа к форме паруса. Не проясняют вопрос и сохранившиеся характеристики паруса арабских судов, которые приводит Ибн-Маджид (XV в.). Он указывает, что отношение длины наветренной шкаторины к длине подветренной равно 10:13,5, т.е парус почти прямой, и это скорее люгерный, чем латинский парус (Arab Navigation in the Indian Ocean before the Coming of the Portuguese (London, 1971), p. 52.) Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае , также он приводит в движение колесные и ледовые буера . Простейший парус представляет собой кусок материи (см. парусина). Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу. Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок . Встречаются и совсем уж непохожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно непохожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом».
История парусаЛюди научились использовать парус примерно 5,5 тыс. лет назад. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, первыми начали применять парус египтяне. [ ] Виды парусовПрямые парусаПрямые паруса - паруса, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами и шкотами в горизонтальной плоскости. На острых галсах наветренная шкаторина прямого паруса отводится на ветер с помощью специальной снасти, называемой шпрюйт . Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли , барки , баркентины , бриги и бригантины . Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Ни один человек не сможет справиться с парусом, площадь которого превосходит некоторый предел (примерно 5-8 квадратных метров на одного человека). Косые парусаНа данный момент является наиболее распространённым видом паруса на яхтах . По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером. Яхта с правильно настроенными бермудскими парусами может длительно управляться всего одним человеком. Такой манёвр, как поворот оверштаг , может выполняться вообще без вызова подвахты , за счет перекладки руля. Судно «Reaper» с люгерным парусным вооружением Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса . Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику . Шпринтовый парус - четырёхугольный косой парус, растягивающийся по диагонали тонким шестом (шпринтовом или шпринтом), упирающимся в его верхний угол одним концом и в нижнюю часть мачты - другим. Гафельный парус Кливер Стаксель Прочие виды парусов
Части парусаНазвания частей паруса В парусном деле все части паруса имеют свои названия. Чаще всего используются треугольные паруса, и потому для большинства из них используются по шесть терминов - по одному на каждый угол и сторону паруса. Сторона паруса, в общем случае, называется шкаториной . Различают переднюю, заднюю, нижнюю шкаторины. Передней считается шкаторина, прилегающая к мачте. Углы паруса треугольной формы называются галсовым , фаловым и шкотовым . Нижний, прилегающий к мачте - галсовый угол, верхний, прилегающий к мачте - фаловый угол, и задний, прилегающий к гику - шкотовый угол. Шкаторины и углы паруса, как наиболее нагруженные участки паруса, оформляются различными усилениями, выполняемыми из ткани с применением так называемых «дельных вещей ». Усиления углов именуются боутами и бантами . Усиления шкаторин, как правило, специальных названий не имеют. В настоящее время латинский парус применяется на небольших парусных судах: за рубежом - на легких швертботах, у нас - в качестве вспомогательного паруса на парусно-гребных и парусно-моторных судах. Достоинства латинского паруса с двумя рейками, соединенными в галсовом углу, очевидны: это простота и надежность (низкая мачта, полубалансирность, упрощенные спуск и подъем). Однако установленный на обычной мачте, такой парус на лавировке имеет существенный недостаток: на одном из галсов он обязательно ложится на мачту, при этом форма паруса искажается, существенно снижается его тяга, а лобовое сопротивление увеличивается. Кроме того, затруднено регулирование пуза в зависимости от силы ветра.
При изготовлении паруса первоначально собирают рейки, соединив шарнирно их в галсовом углу и булинем необходимой длины по задним концам. Рейкам придается максимальный прогиб и по полученной жесткой треугольной раме раскраиваются полотнища, очертания которых по нижней и верхней шкаторинам должны повторять серпы, образованные рейками. В таком положении парус будет практически плоским, развивая относительно малые подъемную силу и лобовое сопротивление. Когда изгиб рейков уменьшается, освободившаяся часть ткани в виде серпов по передней и нижней шкаторине образует пузо. При прямых рейках пузо паруса составляет обычно 10-15%. Для простоты раскроя паруса и увеличения его срока службы шкотовый угол принимается равным 90°, а полотнища укладываются параллельно нижней шкаторине. Рейки удобно расположить в карманах, пришитых к шкаторинам. Это повышает аэродинамическое качество паруса и упрощает его крепление к рейкам. Ширина карманов выбирается в пределах четырех-шести диаметров рейков. Л-образная мачта раскрепляется штагами, однако можно их заменить одной жесткой трубой, идущей от топа мачты до носа судна. Приводящую объект в движение . Как правило, парус используется для приведения в движение плавательных средств, к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа . Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте - например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае . Простейший парус представляет собой кусок материи, изготовленной из нитей натуральных или синтетических материалов. Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на свое место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу. Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок. Встречаются и совсем уж не похожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки (также, кстати, довольно сильно не похожие на обычные лодки, знакомые большинству) с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют по инерции либо «жестким парусом», либо «парусом-крылом». Типы парусовПрямые паруса
- паруса
, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции. Ими вооружаются большие парусные суда: корабли, барки, баркентины, бриги и бригантины. Имеет вид прямоугольного треугольника. Верхней стороной (гипотенузой) крепится к рейку , наклоненному вперед. Передний конец рейка доходит до палубы; за него берется галс . Бермудский парус Бермудский парус - треугольный парус, растягиваемый между мачтой и горизонтальным гиком . На данный момент является наиболее распространённым типом паруса. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являетсся бесспорным лидером. Лю́герный (ре́йковый) парус - разновидность косого паруса . Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней - к гику . ДругиеЧасти парусаРисунок, показывающий названия частей паруса. Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое "Латинский парус" в других словарях:Один из видов косых парусов; кроится в виде прямоугольного треугольника, причем по гипотенузе пришнуровывается к рейку. Последний, большей частью гибкий, привешивается серединой к мачте, наклонно вперед, так что передний конец доходит до палубы;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона У этого термина существуют и другие значения, см. Парус (значения). Парусное судно Парус ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения … Википедия ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА, ЛАТИНСКОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ (Latin sails) - треугольные паруса, получившие распространение с Средних веков на Средиземном м. на судах латинских народов; пришнуровывались своей верхней шкаториной к очень длинному (составному) рейку, подымавшемуся в наклонном положении так, что один нок (задний) был высоко задран, а другой опущен почти до палубы. Несколько видоизмененным является латинское вооружение шлюпок, где треугольные паруса пришнуровываются не к рейку, а своей передней шкаториной к мачте и выдвижной стеньге, поднимаемой вместе с парусом вдоль мачты.
"ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА, ЛАТИНСКОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ" в книгахГЛАВА 13 Королевская семья на островах Самоа. Король Малйе-тоа. Прощайте, друзья из Вайлимы. На юг от островов Фиджи. Прибытие в Ньюкасл, Австралия. Яхты. Сиднея. Купание на «Спрее». Коммодор Фой дарит «Спрею» новое парусное вооружение. Вперед, к Мельбурну! Акула, приносящая доход. Изменение курса.автора Слокам ДжошуаПРИЛОЖЕНИЕ Обводы и парусное вооружение "Спрея" Родословная «Спрея», насколько ее возможно установить. Обводы «Спрея». Достоинства самоуправляемости «Спрея». Парусное вооружение и рулевое устройство. Беспрецедентный подвиг. Заключительное слово поощрения к будущим мореплавателямИз книги Один под парусами вокруг света [с иллюстрациями] автора Слокам ДжошуаПРИЛОЖЕНИЕ Обводы и парусное вооружение "Спрея" Родословная «Спрея», насколько ее возможно установить. Обводы «Спрея». Достоинства самоуправляемости «Спрея». Парусное вооружение и рулевое устройство. Беспрецедентный подвиг. Заключительное слово поощрения к будущим Латинское слово «иго»Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автораЛатинское слово «иго» Европейские «хвосты» высовываются в нашем отечественном «монголоведении» в самых неожиданных местах. Так, Е. П. Савельев в книге об истории казаков вдруг сообщает: «Жан Жуанвиль, один из правдивейших французских историков того времени (1224–1238 г.), Латинское слово «иго»Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий ВитальевичЛатинское слово «иго» Европейские «хвосты» высовываются в нашем отечественном «монголоведении» в самых неожиданных местах. Так, Е. П. Савельев в книге об истории казаков вдруг сообщает: «Жан Жуанвиль, один из правдивейших французских историков того времени (1224–1238), Латинское христианствоИз книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж ТомасЛатинское христианство Древнее римское правление, безусловно, имело сильное воздействие на все аспекты западной истории, но самое важное и живучее наследие империи - христианизация Европы. Решение Константина Великого принять христианство - тогда незначительное 2. Парусное вооружение ялаИз книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович2. Парусное вооружение яла Любое парусное вооружение состоит из рангоута, такелажа и парусов. Существует много разновидностей парусного вооружения: шпрюйтовое (шпринтовое), латинское, португальское, бермудское, рейковое и др. Каждое из них может быть принято на Парусное вооружениеБСЭПарусное судноИз книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ«Нева» (парусное судно)Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭСамое большое парусное судноИз книги Справочник кроссвордиста автора Колосова СветланаСамое большое парусное судно 5 «Седлв», барк – 109 м Парусное судноИз книги автораПарусное судно 1. При приближении шторма надежно закрепите все снасти, находящиеся на палубе.2. Наденьте спасательный жилет, если вы не сделали этого заранее, и привяжите его длинной веревкой к мачте или к чему-нибудь еще.3. Проверьте надежность лееров – веревок, Повесть «Валькины друзья и паруса» и фильм «Валькины паруса»Из книги Три комиссара детской литературы автора Цукерник Яков ИосифовичПовесть «Валькины друзья и паруса» и фильм «Валькины паруса» В вышедшей в 1967 году повести «Валькины друзья и паруса» было сказано достаточно чётко то, что думал автор о вожатых типа Равенкова и завучах типа Анны Борисовны. Так было сказано, что покровители и размножители 9.1.2. Латинское господство на КипреИз книги Конспект по истории Поместных Православных Церквей автора Заев профессор КДА протоиерей Василий9.1.2. Латинское господство на Кипре Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г., пока в результате третьего Крестового похода остров не был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Этим было положено начало латинскому господству на Кипре, 2. Латинское господство:Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович1.7. Парусное вооружение шестивесельного ялаИз книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий |
Читайте: |
---|
Популярное:
Где находятся горы атлас на карте африки |
Новое
- Причины по которым вас могут снять с рейса
- Город кольмар во франции достопримечательности
- Расстояние от турина до генуи Расписание железнодорожных рейсов
- Карлов мост в Праге: история, страшные легенды, фото и советы из нашего опыта
- Бронирование отелей без предоплаты и кредитной карты Где заказать гостиницу
- Архитектурно-парковый ансамбль Кто построил архитектурно парковый ансамбль усадьбы кусково
- Большой кремлевский дворец
- Последние отзывы о ялте Отдых в крыму город ялта
- Джеймс фенимор купер последний из могикан читать Последний из могикан куприн
- Амстердам - Лондон от Eurostar Когда поездка из Амстердама в Лондон будет прямой, без пересадок