Разделы сайта
Выбор редакции:
- Карлов мост в Праге: история, страшные легенды, фото и советы из нашего опыта
- Бронирование отелей без предоплаты и кредитной карты Где заказать гостиницу
- Архитектурно-парковый ансамбль Кто построил архитектурно парковый ансамбль усадьбы кусково
- Большой кремлевский дворец
- Последние отзывы о ялте Отдых в крыму город ялта
- Джеймс фенимор купер последний из могикан читать Последний из могикан куприн
- Амстердам - Лондон от Eurostar Когда поездка из Амстердама в Лондон будет прямой, без пересадок
- Остров рождества и миллионы мигрирующих крабов
- Куда лучше поехать на курорты болгарии
- Отдых на озере Банное (Якты-Куль)
Реклама
Армянская символика на монетах древнего рима. Капитолийская волчица Римские эмблемы |
Также как у гомеровских царей, знаком царской власти был скипетр и у этрусков. Скипетр считался у греков священным атрибутом самого Зевса. Равным образом он должен был рассматриваться этрусками по отношению к их верховному богу-громовержцу Тини. Дионисий Галикарнасский в рассказе о посольстве побежденных этрусков к царю Тарквинию Древнему говорит, что в знак избрания Тарквиния главою союза 12 этрусских городов этруски принесли ему скипетр с орлом на навершии, золотую корону, сиденье из слоновой кости и т.п. Юпитер. 1 в. по Р.Х. В Древнем Риме скипетр (лат. "Ferula", т. е. трость, палка-жезл, который обладатель власти носит в руках во время некоторых церемоний) также относился к важнейшим царским регалиям и являлся атрибутом Юпитера, - бога-громовержца, державного властителя мира, чей культ был неразрывно связан с царским, императорским ритуалом: державное римское величие воплощалось в образе Юпитера, которого олицетворял собой каждый римский император. Император Август в образе Юпитера. 1 в. по Р.Х. В республиканскую эпоху посох, подобный царскому (scipio eburneus
), отправляясь в курию, носили консулы (два высших должностных лица Римской республики). В качестве знака достоинства уже несколько иной (sceptrum
) он сохранился и в императорском ритуале (таким посохом как почетным знаком, награждались также иностранные союзные цари), но императорская власть вернула ему значение царской регалии. Скипетр римских императоров был изготовлен из слоновой кости и увенчан орлом.
Апофеоз Антонина Пия. Особенным образом орел связан с культом умерших римских императоров. «Есть у римлян обычай,- говорится в одном древнеримском источнике,- причислять к сонму богов тех императоров, что умерли, оставив после себя детей-преемников; такие почести называются у них апофеозом… Тело покойного предается земле - с пышностью, но в общем также, как хоронят всех людей; а потом лепят из воска изображение покойного, совершенно с ним схожее, и выставляют его при входе во дворец на огромном и высоко поднятом ложе из слоновой кости, устланном покрывалами с золотым шитьем. Восковая фигура лежит на виду у всех, бледная, как больной… Это длится семь дней; приходят врачи, каждый раз приближаясь к ложу… и каждый раз говорят, что ему все хуже. А когда станет ясно, что он уже умер… поднимают ложе, несут его по Священной дороге и выставляют на старом форуме… После этого, взяв ложе на плечи, его несут за пределы города, на поле, называемое Марсовым. Там, в самом широком месте, уже стоит своеобразное строение: четырехугольное, с равными сторонами, состоящее исключительно из скрепленных между собою огромных бревен,- что-то вроде дома. Внутри оно все заполнено хворостом, а снаружи украшивается расшитым золотом коврами, статуями из слоновой кости и разнообразными картинами. На первом, нижнем строении стоит второе такой же формы и с такими же украшениями, только меньше первого; воротца и дверцы, сделанные в нем, распахнуты. Дальше идут третье и четвертое, каждое меньше расположенного под ним, и все это заканчивается последним, которое меньше всех других… Поднеся сюда ложе, его ставят во второе снизу строение; сюда же несут благовония и пахучие растения… Когда вырастает целая гора из благовоний… начинается конный парад перед погребальным строением… когда совершенно и это, преемник императора, взяв факел, подносит его к зданию… Все это очень быстро загорается… Из последнего, самого небольшого строеньица, вылетает орел… Римляне веруют, что он уносит на небеса душу императора…». [Геродиан 4,2, 1-11]. Вознесение Александра. Барельеф. Венеция. Собор Сан-Марко. 11 в. Особая положительная роль в средневековой православной историографии отводится Александру Македонскому. В Киевском музее храниться золотая диадема 11 века из городища Девичья гора с изображением вознесения Александра Македонского. Предположительно это уникальное украшение принадлежало киевской княгине. Посмертное вознесение на небо царя Александра (kalos basileus , божественного царя) может рассматриваться как апофеоз царской власти. Отразивший его художественный образ запечатлен на многочисленных памятниках византийского и древнерусского искусства. В средние века говорили, что когда Александр Македонский был поднят грифами в воздушные выси, то океан - море показалось ему подобным змее, обвивающее собой всю землю. Самые ранние изображения двуглавого орла относятся к культуре древних хеттов, где, вероятно, они служили символом верховной власти. В дальнейшем этот символ появляется в Византийской империи. «Удвоение головы не означает двоичности или многочисленности частей империи, но усиливает символику орла. Двуглавый орел репрезентировал власть, которая даже сильнее королевской: власть императора - царя-царей». Доценко И. Царские регалии, М., 2011, стр. 106-110 Graves R. The Greek Myths, Vol. 1-2, Harmondsworth, Middlesex, 1974. Сохранились связанные с царским церемониалом золотые кольца, шкатулки из слоновой кости, эмалевые блюда и другие ценные предметы византийского искусства, украшенные этим изображением. «Тема вознесения Александра была столь востребованной, что не составит никакого труда привести длинный список церквей, в которых имеются рельефы с этим сюжетом». (Форкони Д. Александр Македонский: завоеватель мира. М., 2008). В древности землю представляли утвержденной на водах, ее поверхность - большим кругом, мировой океан (океан-море) со всех сторон обтекает ее кольцом. Gray J. Near Eastern Mythology, L., 1982. Сакрализация власти в истории цивилизаций. ч.1, М., 2005, с. 48. Символы - самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное. Инь-янВремя появления : По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян». Где использовался : Концепция Инь-ян явлется ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян - одна из основ традиционной китайской медицины. Значения : В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало. Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового Маген ДавидВремя появления : Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от Индии до Ближнего Востока. Где использовался
: В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. В исламской традиции, в Мекке главную мусульманскую святыню – Каабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида». Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения. Значения : В Индии гексаграмма Анахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот. В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Б-гом, человеком и мирозданием. Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста. КадуцейВремя появления : Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики. Где использовался : Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности. В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью. С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия. Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России. Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Значение : Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи - с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается. Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) - все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу. О Меркурии говорится, что он своим посохом - который с тех пор считается символом мира, согласия, - разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи - это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея. Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, - Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная). ХризмаВремя появления : Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э. Где использовался : Самое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста. Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года). Значения : Хризма - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа. Время появления : Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках. Где использовался : «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras» Значения
: В индуистской и ведийской традиции «Ом» - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость». ИхтисВремя и место происхождения : Изображения акронима ΙΧΘΥΣ (с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде». Где использовался : Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы. Значения : Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний». В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками. Чаша ГигеиВремя и место происхождения : Древняя Греция. III-I тыс. до н.э. Где использовался : Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот. Значения : В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально. Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц. Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак. Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей. Роза ветров
Колесо с 8 спицами
Уроборос
В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло. Серп и молот
Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: - А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс. Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ. Лилия
ПолумесяцДата возникновения
: приблизительно 3500 год до н.э. Двуглавый орел
ПентакльДата возникновения
: первые изображения датируются 3500 годом до н.э. СвастикаДата возникновения
: Первые изображения датируются 8000 годом до н.э. Всевидящее око
Где использовался
: Европа, Азия, Океания, Древний Египет. КрестДата возникновения : приблизительно 4000 г до н.э. Где использовался : Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка. После зарождения христианства, крест распространился на весь мир. Значение : В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов. С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью. АнархияСочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец. В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона « Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre». ПацификЗнаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» - ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества. Карточные мастиВ классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление. Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу. К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно. 16.ЯкорьВремя появления : первые века нашей эры. Где использовался : Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность. В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?-97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры. В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю. Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе. Олимпийские кольцаВремя появления
: Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних Олимпийских играх в Антверпене. До 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. Европа обозначалась синим цветом, Африка - черным, Америка красным, Азия желтым, зеленым - Австралия, но в 1951 году решили отойти от такого распределения цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации. Другая версия гласит, что идея пяти разноцветных колец взята у Карла Юнга. В период увлечения китайской философией он соединил круг (символ величия и жизненной энергии) с пятью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла). В 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из пяти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земля - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный) Циркуль и НаугольникВремя появления
: Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году. Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P"s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты - это Геркулесовы столбы. Марс и венераВремя появления
: Известный знак Марса ♂и Венеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. С этих пор эти два символа называют гендерными. До 510 г. до н.э., когда жители изгнали из города последнего царя Тарквиния Гордого, Римом правили цари. После этого Рим на долгое время стал республикой, власть находилась в руках чиновников, избираемых народом. Каждый год из членов Сената, в состав которого входили представители римской знати, граждане выбирали двух консулов и других должностных лиц. Главная идея такого устройства была в том, чтобы один человек не мог сосредоточить в своих руках слишком много власти. Но в 49 г. до н. э. римский полководец Юлий Цезарь (вверху слева), воспользовавшись поддержкой народа, повел свои войска на Рим и захватил власть в республике. Началась гражданская война, в результате которой Цезарь победил всех соперников и стал правителем Рима. Диктатура Цезаря вызвала недовольство в Сенате, и в 44 г. до н. э. Цезарь был убит. Это привело к новой гражданской войне и крушению республиканского строя. К власти пришел приемный сын Цезаря Октавиан, который восстановил мир в стране. Октавиан взял себе имя Август и в 27 г. до н. э. провозгласил себя «принцепсом», что положило начало императорской власти. В символ закона Символом власти магистрата (чиновника) были фасции - связка прутьев и топор. Куда бы чиновник ни шел, его помощники несли за ним эти символы, которые римляне заимствовали у этрусков.
Знаете ли вы? У римских императоров не было корон, как у королей. Вместо этого на голову они надевали лавровые венки. Раньше такими венками награждали полководцев за победы в сражениях. В честь Августа Мраморный «Алтарь Мира» в Риме прославляет величие Августа, первого римского императора. На этом барельефе изображены члены императорской семьи. Городская площадь Центром в любом римском поселении или городе был форум. Он представлял собой открытую площадь, по сторонам которой стояли общественные здания и храмы. На форуме проходили выборы и судебные заседания. Лица в камне На рельефных изображениях в слоистом камне, так называемых камеях, часто вырезались портреты известных людей. На этой камее изображены император Клавдий, его жена Агриппина Младшая и ее родственники. Римское общество Помимо граждан, в Древнем Риме были люди, не имевшие римского гражданства. Граждане Рима подразделялись на три класса: богатые патриции (здесь изображен один из них с бюстами своих предков в руках), обеспеченные люди - всадники и рядовые граждане - плебеи. В ранний период только патриции могли быть сенаторами. Позже и плебеи получили представительство в Сенате, но в императорскую эпоху они были лишены этого права. В число «неграждан» входили женщины, рабы, а также иностранцы и жители римских провинций. Использование знака валюты перед номиналом Сегодня многие знаки валют пишутся перед числовым выражением денежной суммы. Прежде всего это характерно для символов доллара и фунта - соответственно, $7.40 («7 долларов и 40 центов») и £7.40 («7 фунтов и 40 пенсов»). Любопытно, что эта традиция постепенно распространяется и на страны, где письменность традиционно основана на кириллице, например, на Украине и в Белоруссии. В частности, центральные банки этих государств в своих пресс-релизах, посвящённых утверждению графических символов национальных валют, официально указывают на возможность использования знаков (соответственно ₴ и Br) «как перед, так и после номинала». Традиция же размещения символа денежной единицы перед номиналом восходит к Древнему Риму. Так, типичная форма записи денежных сумм, встречающаяся на табличках из Виндоланды, на примере второй строчки таблички выглядит следующим образом - XXii, что означает «12 денариев». Символы доллара и сестерция Согласно одной из многочисленных версий происхождения символа доллара, знак $ восходит к символу римского сестерция - IIS. При сокращённом написании две буквы-цифры II накладывались на букву S, образуя знак доллара. Символы фунта и семунции В
Древнем Риме почти идентичный современному
символу фунта знак (£) использовался
для обозначения семунции. Однако символ
фунта происходит от названия древнеримской
единицы веса либры (libra),
символ семунции - от греческой буквы
«сигма» (Σ). Символы гривны и димидиа секстулы Хотя современный символ украинской гривны (₴) практически идентичен символу древнеримской весовой единицы - димидиа (половины) секстулы, он образован от написанной курсивом кириллической строчной буквы «г», а не от архаической (развернутой) латинской s. При этом два горизонтальных штриха гривны, согласно пресс-релизу Национального банка Украины, «воплощают идею стабильности денежной единицы... Подобная идея традиционно используется во многих знаках валют, что и выделяет их среди остальных символов и пиктограмм». Один горизонтальный штрих древнеримской весовой единицы означает деление пополам собственно секстулы. В 781 году при Карле Великом был принят Каролингский монетный устав. В соответствии с ним вес либры (фунта) был существенно повышен - до примерно 408 граммов. Саму либру приравняли к 20 солидам (шиллингам) или 240 денариям (1 солид = 12 денариев). В нумизматической литературе эта новая весовая норма получила название «Фунт Карла Великого» или «Каролингский фунт». Документов с указанием точного веса каролингского фунта не сохранилось, поэтому его реконструировали на основании взвешивания денариев того периода, что и дало примерный результат в 408 граммов. Как система мер и весов каролингская система не закрепилась - к началу XX века у фунта существовало не менее 20 разновидностей весовых норм, а вот как денежная система просуществовала в ряде стран до конца XX века. Так, заимствованная у Карла Великого английская, а позже британская денежная система сохранилась почти в неизменном виде вплоть до 1971 года: фунт стерлингов делился на 20 шиллингов и 240 пенсов. Иногда эту систему называют l.s.d., £.s.d. или £sd - по первым буквам в названии соответствующих древнеримских денежных и весовых единиц: libra (либра), solidus (солид), denarius (денарий), которые в империи Карла Великого и соседних государствах стали фунтом (лирой в Италии, ливром во Франции), шиллингом (сольдо в Италии, солем во Франции, суэльдо в Испании) и денарием (пфеннигом в Германии, пенни в Англии, денье во Франции). Так, именно первая буква в латинском названии монеты - denarius - стала символом пенни и пфеннига. В Англии и англоязычных странах она писалась обычным шрифтом (d), в Германии - готическим курсивом (₰). После 1971 года (года введения в Великобритании десятичной системы денежного счисления; 1 фунт стерлингов = 100 пенсам) новый пенни начали обозначать буквой (p); пфенниг вышел из обращения в 2002 году после замены немецкой марки на евро. Символ шиллинга - латинская буква S, с которой начинается слово solidus; само слово шиллинг (англ. shilling), как правило, сокращается как sh. Наконец, от первой буквы в слове libra происходят символы лиры и фунта стерлингов, представляющие собой написанную курсивом латинскую букву L с одной или двумя горизонтальными чертами. Современные денежные единицы, производные от Римских имперских Многие денежные и весовые единицы Римской империи оказали существенное влияние на формирование денежных систем стран Европы, Азии и Африки. Прежде всего это либра, которая сохранила своё значение в качестве базовой единицы веса в Византии и средневековых государствах Европы, а также солид и денарий, в меньшей степени - нуммия, фолис и ауреус. Либра дала название французскому ливру, итальянской лире, а также современной турецкой лире. Чеканка денариев в Риме прекратилась с падением империи в V веке, однако очень быстро появились подражания: пфенниг (нем. Pfennig или Pfenning) в Германии, пенни (англ. penny) в Англии, денье (фр. denier) во Франции, пеняз (польск. pieniądz) в Польше и Литве. Современные денежные единицы, чьи названия происходят от древнеримского денария, - это македонский денар, динары алжирский, бахрейнский, иорданский, иракский, кувейтский, ливийский, сербский и тунисский, а также разменный иранский динар, равный 1⁄100 риала. Хотя солид (лат. solidus - твёрдый, прочный, массивный) считается прежде всего византийской монетой, первый его выпуск был произведён в 309 году н. э. при тогда ещё римском императоре Константине I. Длительное время солиды являлись основной золотой денежной единицей Римской империи, затем Византии, а затем и варварских государств Европы. Во Франции от неё произошло название соль (позже - су), в Италии - сольдо, в Испании - суэльдо. Германизированное название солида - шиллинг. Современные «солиды» - это разменное вьетнамское су (1⁄100 донга), а также шиллинги кенийский, сомалийский, танзанийский и угандийский. От римских также происходят названия следующих современных разменных денежных единиц: лума (1⁄100 армянского драма) - через сирийск. от названия византийской монеты «нуммия» (лат. nummus); филсы (1⁄100 дирхама ОАЭ, 1⁄100 йеменского риала, 1⁄1000 бахрейнского, иорданского, иракского и кувейтского динаров), а также пул (1⁄100 афганского афгани) - от лат. follis (мешочек) через название древнеримской монеты фоллис; эйре (1⁄100 исландской кроны) и эре (1⁄100 датской, норвежской и шведской крон) - от лат. aurum (золото) через название древнеримской монеты ауреус (лат. aureus). При этом сегодня для краткого обозначения современных денежных единиц, происходящих от древнеримских, античные символы не используются. В большинстве своём это сокращения современных названий на латинице, кириллице или арабице. Заключение Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что основы римской монетной системы были сформированы еще при республиканских временах. Ее основными номиналами стали медные асы и серебряные денарии, а также их кратные и фракции. В течение нескольких веков в Риме постоянно проводилась редукция монеты. На производство монет повлияли как военно- политические события, так и национально религиозные особенности завоеванных Римской империей земель. Каждый новый император стремился оставить свой след в монетном деле империи, проводя различные денежные реформы и оставляя свое изображение на монетах, что в последствии очень помогло ученным историкам в изучении не только монетного дела, но и истории Римской империи в целом. Влияние Римской империи на завоеванные земли так же способствовало развитию монетного дела на их территории, образованию там монетных дворов с местным самоуправлением. Об этом свидетельствуют сокращения монетных дворов на монетах Римской империи. Монетное дело Римской империи является достоверным источником не только развития нумизматики, но и свидетельством исторических фактов в целом. Монеты данного времени являются для нас не только результатом технического развития монетного дела, но и произведением искусства, фактом, подтверждающим наличие эстетического вкуса правителей Римской империи и отражением влияния на него различных факторов. На монетах империи отражен так же факт римского политеизма, значимость определенного божества для каждого события и для каждого императора. Также мы видим наличие изображений на монетах заимствованных на завоеванных территориях богов. Даже после гибели Римской империи символы и номиналы ее монетной системы активно использовались на денежных единицах разных государств, что мы видим на денежных единицах различных стран и нашего времени. Используемые источники и литература: 1. Абрамзон М.Г /Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи, Москва:РАН, Институт археологии, 1995- 654 с. 2. Азаркович Т. /Исчезнувшие цивилизации. Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. М.: Терра, 1997. 3. Брабич В.И. /Путешествие с древней монетой, Ленинград: Аврора, 1970-64с. 4. Булатович С.А. /Античная нумизматика, Одесса: Астропринт,2005-56с. 5. Зограф А.Н /Античные монеты, Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук, 1951- 263 с. (Серия «Материалы и исследования по археологии СССР», выпуск №16) 6. Казаманова Л.Н. /Введение в античную нумизматику, Москва: Издательство МГУ, 1969-302 с. 7. Лоскутова Е. Е. Ред /Управление и экономика фармации 2-е изд., перераб. и доп: Москва: Академия, 2008-200с. 8. Федоров-Давыдов Г.А. /Монеты – свидетели прошлого. Популярная нумизматика, Москва: Издательство МГУ, 1985-175 с. 9. Шуст Р. /Нумізматика: історія грошового обігу та монетної справи в Україні, Київ: Знання, 2007-371с. 10. Грамм М.И./Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег, Москва: Урал ЛТД, 2000. - 416 с. 11. Зварич В.В./Нумизматический словарь, Москва: Высшая школа,1975 - 330 с. 12. Кривцов В. Д./Энциклопедический словарь для нумизматов: Москва «АВЕРС 7» 2005- 840 с. 13. Штаерман Е. М. /Мифы народов мира. Энциклопедия:Москва, «Советская энциклопедия», 1982-384с. 14. Журнал «Нумизматика и фалеристика» (укр) №4(52) Жовтень-грудень 2009г 15. Античная нумизматика - Дуг Смит.[электронный рессурс] http://www.geocites.com/Athens/Acropolis/6193/index.html 5. 16. Определитель античных монет (Древняя Греция, Рим и Византия). [электронный рессурс] http://www.wildwinds.com 17. Статьи – Материалы по античной нумизматике - Обзор нумизматической литературы [электронный рессурс] (А.Пятыгин)http://coins.msk.ru/articles/10/87 9/9 18. Магазин Коллекционирование › Монеты и банкноты [электронный рессурс] http://www.ozon.ru/context/detail/id/1926147/ 19. Каталог античных монет [электронный рессурс] http://www.ancientcoins.ru/?nav=catalogue&cat=2 20. Античная литература. Перевод с литовского Н. К. Малинаускене. Москва, Греко-латинский кабинет® Ю. А. Шичалина, 2003 [электронный рессурс] http://www.portal-slovo.ru 21. Текст по изданию: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287-366. Перевод с лат., комментарии и послесловие Б. А. Старостина. [электронный рессурс] http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265 22. Дворецкий И.Х /Латинско-русский словарь, Русский язык-Медиа: 2005,. 200 тыс. слов и словосочетаний. [электронный рессурс] http://slovо.ru/ 23. Кравченко А. И./Религия Рима, Культурология. - М.:Академический Проект, 2001; Машкин Н. А. История древнего Рима. - М. ОГИЗ, 1947 [электронный рессурс] http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/ 24. Монетное дело средневековья. Виды монет. [электронный рессурс] http://web4sec.org/ 25. Словарь нумизмата. Описание, история ммонет, денежных едениц стран мира. [электронный рессурс] http://www.numizm.ru/ 26. Статьи – материалы по античной нумизматике- Коллекционирование античных монет. [электронный рессурс] автор-Андрей Пятыгин http://coins.msk.ru/articles/10/85/ 27. Очерк о технологии изготовления монет [электронный рессурс] http://www.trajan.ru/howmade.html 28. Пресс-релизы. - Национальный банк Республики Беларусь, 2000-2011. [электронный рессурс] http://www.nbrb.by/News/ 29. Архив Пресс-службы Национального банка Украины. - Национальный банк Украины [электронный рессурс] http://web.archive.org/web/20070216024753/http://pr.bank.gov.ua/ukr/ 30. Alan Cameron/ Greek Mythography in the Roman World ,Oxford:Times Literary, 2005 -290с. 31. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history, 1998-206с. 32. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history,1991-144с. 33. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London:Scientific history, 1995-208с. 34. Babelon E. / Monograph on the history of coinage of the ancient states, Paris:Ernest Leroux, Editeur, 1907-300с. 35. Sear David R /Roman Coins & Their, ValuesInternational Numismatic organization of Arts,1988-400 с. 36. Warwick W. /Монеты вандалов, остготов и лангобардов, London:Printed by order of the trustees, 1911- 480 с. 37. Mattingly D. / Coins of Rome. From the earliest times to the fall of the Western Empire, London: Collector"s Books, 2005. -576с. 38. Plent Richard J /A Numismatic Journey Through the Bible, Tindal:Rotographic, 2007-200 с. 39. Friedlein G./Die Zahlzeichen und das elementare Rechnen der Griechen und Römer und des Christlichen Abendlandes, Dresden: Erlangen,1995-869с. 40. Hill P./The Monuments of Ancient Rome as Coin Types, London: History,1989- 145 с. 41. Fengler, H. Guiraud GI V.Unger /Dictionary of Coin Collector,Publisher:Transpress,1993-406 с. 42. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae Artemis-Verlag. 1999-206c. S.P.Q.R. — латинская аббревиатура, которую изображали на штандартах римских легионов и которая использовалась в Римской республике и Римской империи. Герб Рима. В настоящее время используется в гербе города Рим, также изображена на многих городских зданиях и люках. Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима. S почти наверняка означает первую букву слова Senatus — «Сенат». Происхождение P неоднозначно, разные исследователи видят здесь первую литеру слов Populus или Populusque, «народ» и «и народ», соответственно. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) Ромул, завоеватель "Акрон" Происхождение Q также является поводом для споров, оно означало или que — «и», или Quirites, или Quiritium. Оба последних - множественное число от Quiris «воин с копьем», но также и «гражданин», которое произошло от имени Квирина (Quirinus), первоначально сабинского божества, чье святилище находилось на Квиринале, одном из семи холмов, на которых возник город. После заключения Ромулом мира с сабинами Квирин вошел в римский пантеон богов. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул. Офорт Вацлав Холлар. R наиболее вероятно означает Romae, Romanus или Romanorum, что переводится как «Рим», «Римский» или «Римлян», соответственно. Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.: Senatus Populusque Quiritium Romanus Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы: o «Сенат и свободный народ Рима» (некоторые историки приписывают слову «квирит» значение — «свободный»). Senatus Populusque Romanus O Сенат и народ Рима. Эту версию использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов. SPQR в Ареццо. Следует помнить, что все без исключения граждане были военнообязаны. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами.
флаг Нового Рима. Nova Roma (Новый Рим)— международная организация, посвященная возрождению древнего Рима, созданная в 1998 году в США (или в MMDCCLI a.u.c. по римскому календарю) Флавием Ведием Германиком и Марком Кассием Крассом. Зарегистрирована как образовательная и религиозная некоммерческая организация. Nova Roma «ставит целью восстановление классической римской религии, культуры и добродетелей». Декларация, подписанная основателями организации, гласит- Мы, Сенат и Народ Четвёртого Рима, ради восстановления оснований европейской цивилизации, объявляем о создании Четвёртого Рима, как суверенного государства. Мы провозглашаем Nova Roma независимым государством и республикой, с его собственными Конституцией и законным Правительством, со всеми международными правами и обязанностями, которые такой статус в себе несет … У развалин древнеримского алтаря. Так как Nova Roma имеет структуру, заимствованную из древней римской республики, с Сенатом, магистратами, и законами, принимаемыми путём голосования, а также по той причине, что её члены называют себя гражданами Нового Рима или просто римлянами, эту организацию часто относят к микронациям. Вместе с тем, многие из её членов считают её образовательные и религиозные функции более важными, чем реконструкция государства. Члены Nova Roma также имеют свои Римские имена, используемые на фестивалях, при ведении бизнеса в рамках организации, и при общении на интернет-форумах. Для новичков существует предоставляемое цензорами руководство по выбору римского имени. По данным на январь 2008 года, Nova Roma насчитывает около 1000 членов по всему миру, и ещё 1600 из тех, кто не контактировал с группой в течение прошедшего года, но имеет возможность по своему желанию восстановить свое членство, связавшись с цензорами. |
Читайте: |
---|
Новое
- Бронирование отелей без предоплаты и кредитной карты Где заказать гостиницу
- Архитектурно-парковый ансамбль Кто построил архитектурно парковый ансамбль усадьбы кусково
- Большой кремлевский дворец
- Последние отзывы о ялте Отдых в крыму город ялта
- Джеймс фенимор купер последний из могикан читать Последний из могикан куприн
- Амстердам - Лондон от Eurostar Когда поездка из Амстердама в Лондон будет прямой, без пересадок
- Остров рождества и миллионы мигрирующих крабов
- Куда лучше поехать на курорты болгарии
- Отдых на озере Банное (Якты-Куль)
- Какие самолеты в парке «Аэрофлота