Главная - Кабардино-Балкария
Дамаск. Старый город: цитадель, мечеть Омейядов. Мечети дамаска Правила посещения храма

В самом центре старого Дамаска возвышается одна из величайших святынь мусульманского мира — Умайя, или мечеть Омейядов, Большая мечеть, построенная в начале VIII в. халифом аль Валид ибн Абд аль-Маликом.

В античные времена на этом месте римляне построили храм Юпитера с окружающим его архитектурным ансамблем. В IV в. в пришли византийцы и, разрушив языческий храм, построили из его обломков православный собор во имя христианского пророка Иоанна Крестителя, казненного царем Иродом.

В начале VII в. арабы-мусульмане, захватив Сирию с ее церквами и монастырями, изумились их роскоши и пышности религиозных ритуалов покоренных византийцев. Полководец Халед бен Валид, войскам которого сдался в 636 г. гарнизон Дамаска, письменно гарантировал «неприкосновенность жителей города, их имущества, церквей и городских стен». Главный собор города стал местом молитвы мусульманских воинов, допускались сюда для своих молитв и христиане. Одним словом, места хватало всем. Таким образом, несколько десятилетий в сохранялась атмосфера религиозной терпимости и взаимного уважения христианской и мусульманской общин; звон колоколов над гигантской базиликой, посвященной Иоанну Крестителю, чередовался с молитвенным пением муэдзина.

Но шло время, и Дамаск из заурядного города времен пророка Мухаммеда и первых его преемников превратился в столицу огромного халифата, основанного династией Омейядов (661—750 гг.). Число приверженцев ислама возросло настолько, что грандиозная базилика Св. Иоанна с ее тремя 140-метровыми пролетами-нефами не могла вместить всех, а христиане здесь и вовсе оказались лишними. К тому же новая столица богатела, расцветала, и омейядские халифы справедливо решили, что она должна иметь собственное святилище, подобное первым мечетям в Мекке, Медине, Куфе, Басре... И шестой халиф из рода Омейядов аль Валид ибн Абд аль-Малик (705—715 гг.), владения которого простирались от на востоке до Пиренеев и Атлантики на западе, начал переговоры с представителями христианской общины Дамаска, предложив им уступить мусульманам территорию базилики в обмен на разрешение беспрепятственно пользоваться пятью храмами в городе. Христиане заупрямились. Тогда халиф пригрозил, что прикажет разрушить церковь Св. Фомы, которая по размерам была еще больше, чем храм Св. Иоанна. Христианским старейшинам пришлось покориться. К слову сказать, впоследствии все храмы христиан были разрушены или превращены в мечети, кроме церкви Св. Марии, которая в наши дни является главным собором Антиохийского патриарха.

Аль-Валид приказал разрушить базилику, убрать остатки римских сооружений, на месте которых она была возведена, и начал строительство мечети, «прекрасней которой не было и не будет». По свидетельству арабского историка Абд ар-Рашид аль-Бакуви, строительство продолжалось все десять лет правления халифа при участии 12 тысяч рабочих. Правитель истратил на него семилетний харадж (доход) государства. Когда на восемнадцати верблюдах ему доставили бумаги со счетами, он даже не взглянул на них и сказал: «Это то, что мы израсходовали ради Аллаха, так не будем жалеть об этом».

Творение «ради Аллаха» было поистине грандиозным. То, что создали арабские архитекторы в начале VIII в., на протяжении столетий служило образцом всему мусульманскому миру. При строительстве мечети Омейядов использовались технические и художественные приемы сасанидского и византийского зодчества, были даже сохранены многие элементы древних храмов, на месте которых шло строительство. Однако план мечети и внутреннее устройство получили совершенно иную трактовку. А ее декор славился несравненным совершенством.

Ансамбль мечети представляет собой в плане прямоугольник 156x97 метров. Молитвенный зал свободно просматривается во всех направлениях — древние колонны, сохранившиеся от римлян и византийцев, отстоят друг от друга на пять и более метров. На них опираются двухъярусные арки, подчеркивающие высоту зала, увенчанного в центре куполом на четырех опорах, который называется «куббат ан-наср» — «купол победы».

Зал мечети освещают массивные хрустальные люстры европейского типа. В XIX в. молитвенный зал несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами.
Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди в настоящее время транслируются по радио по всей стране.

У Большой мечети три минарета, и каждый стоит на фундаменте римско-византийских времен. Все они имеют названия: минарет Невесты (четырехугольная башня, поскольку древнее основание квадратное), минарет Исы, то есть Иисуса Христа (возвышается над юго-западным углом мечети), и минарет Мухаммеда — западный (возведен в 1184 г.).

Мусульмане верят, что накануне Страшного суда Иса (Иисус Христос) спустится на землю возле «своего» минарета для борьбы с Антихристом. И когда это произойдет, из минарета Невесты выйдет девушка из племени гассанидов: она была невестой Иисуса, но красавицу замуровали в стены башни, стоявшей когда-то на этом месте.

В этой огромной мечети множество таинственных и загадочных мест. В глубине ее двора среди колонн галереи скрывается маленькая дверь, ведущая к так называемой Мешхед Хусейн — часовне Хусейна: все в Дамаске знают, что здесь, в капсуле под покрывалом, расшитым кораническими надписями, покоится голова внука пророка Мухаммеда — Хусейна, мученика ислама, убитого в сражении при Кербеле в 681 году. Голова его была отсечена, доставлена в Дамаск правителю Сирии Муавии и повешена на городских воротах — на том самом месте, где когда-то царь Ирод велел выставить голову Иоанна Крестителя. Соловьи, повествует легенда, запели в садах города так печально, что все его жители рыдали. Тогда Муавия, полный раскаяния, приказал поместить голову в золотой саркофаг и установить его в склепе, который позднее оказался внутри мечети Омейядов. Говорят, что там же хранятся волосы Мухаммеда, которые он остриг перед последним паломничеством в Мекку. Около склепа день и ночь мулла читает Коран.
Мечеть Омейядов в Дамаске
И капсула с головой Иоанна Крестителя, известного на Руси как Иоанн Предтеча (в Коране он именуется Юханн), тоже находится здесь, в мечети Омейядов. Она хранится в центре храма, в маленьком изящном павильоне с куполом, повторяющим по форме перекинутую над ним арку, и за решетчатыми окошками. Как она здесь оказалась? Она всегда была здесь, но нашли ее, как рассказывают, несколько веков назад, во время реставрационных работ.

Сквозь знаменитый айван (колоннаду) Омейядов хорошо просматривается внутренний двор мечети. В центре двора — фонтан для омовения, ибо храм — это место очищения.
Пожалуй, нигде в мире не найти такой мозаики, как в мечети Омейядов. Панно общей площадью 35x7,5 метра выполнены вдалбливанием стеклянных или позолоченных смальтовых кубиков в связующую массу — так создавали мозаику и в Римской империи. По преданию, это панно сделали мастера, выписанные аль-Валидом из Константинополя. Что тут только ни изображено: и сельские пейзажи, и цветущие уголки Дамаска, и река Барад с замками на берегах. Наследники аль-Валида, боясь гнева Аллаха, приказали замазать известковым раствором эти изображения — образцы культуры раннеисламского периода, объединившие орнамент и изображение, символ и реалистическое воспроизведение земного мира. Сейчас они реставрированы.

Когда посланцы Византии впервые увидели Большую мечеть, они не могли сдержать восхищения, произнеся при этом историческую фразу: «Прекрасная мечеть заставила нас убедиться в том, что арабы окончательно закрепились в этой стране и мы никогда не сможем сюда вернуться».

К сожалению, несчастья и бедствия не обошли стороной этот шедевр архитектуры — между 1068 и 1893 годами мечеть и отдельные ее части бессчетное число раз горели. Трижды — в 1157, 1200 и 1759 годах — ей причиняли большой ущерб землетрясения. С тех пор как Дамаск перестал был столицей халифата, Сирия подвергалась опустошительным набегам то сельджуков, то монголов, то Османов. Но всякий раз мечеть восставала и снова радовала мусульманский мир своим великолепием.

К мечети Омейядов и сегодня стекаются мусульмане всего мира. В Дамаске она самая посещаемая. Мусульмане приходят сюда, чтобы очиститься и совершить молитву, услышать и увидеть там Слово Аллаха, приобщиться к красоте, ибо, как сказал пророк: «Аллах любит красивое», — только с Его помощью, с Его благословения могло появиться на земле такое чудо гармонии — храм в центре мусульманского мира, открытый для всех верующих.

Большая мечеть Дамаска, также известная как Мечеть Омейядов, одна из крупнейших и старейших мечетей в мире. Расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска, представляет собой большую архитектурную ценность.

Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого Пророком как христианами, так и мусульманами. Голова возможно была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.

Место, где сейчас стоит мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада. Арамейское присутствие было засвидетельствовано открытием базальтовой стелы, изображающей сфинкса и раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю.

Первоначально арабское завоевание Дамаска в 636 не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и богослужения, хотя мусульмане построили пристройку из саманного кирпича напротив южной стены храма. При Омейядском халифе Аль-Валиде I, однако, церковь была куплена у христиан перед тем, как была разрушена. Между 706 и 715 на этом месте была построена существующая мечеть. В соответствии с легендой, Аль-Валид самолично начал разрушение церкви, введя золотой шип. С этого момента Дамаск становится важнейшим пунктом на Ближнем Востоке и позже стал столицей Государства Омейядов.

Мечеть отделена от шумного города мощными стенами. Огромный внутренний двор выложен черно-белыми полированными плитами, слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Пол молельного зала устлан множеством ковров - их здесь более пяти тысяч.

В молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсеченной по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зеленого цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги. Один из трех минаретов мечети Омеяйдов (тот, что расположен с юго-восточной стороны), носит имя Иса бен Мариам, то есть «Иисус, Сын Марии». Согласно пророчеству, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Спасителя, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер.

История с мощами Предтечи так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует еще три фрагмента головы святого - одна хранится на Афоне, другая - во французском Амьене, третья - в Риме, в церкви Папы Сильвестра.

Прихожане ведут себя раскованно - не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Ежедневно, кроме пятницы, в мечеть свободно пускают представителей любой веры, и никакой недоброжелательности по отношению к гостям здесь не ощущается.

В эту мечеть мы попали случайно, прогуливаясь по старому Дамаску. Мечеть Омейядов в Дамаске или по другому Большая мечеть в Дамаске – одна из самых почитаемых и древнейших в мире. Отсюда транслируются проповеди по телевидению на всю Сирию. Мечеть могут посещать туристы независимо от вероисповедания, чем собственно мы и воспользовались.

Что представляет собой мечеть Омейядов в Дамаске

Мечеть огромна. Она окружена высокими стенами, попасть за которые можно через одни из четырех ворот. При входе надо обязательно снять обувь, которую можно оставить здесь же, как сделали мы, или же взять с собой. За вход с немусульман взимают небольшую плату, но насколько мне помниться, мы прошли, не платя денег, хотя могу и ошибаться.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Внутренний двор. Видео

Пройдя в одни из ворот, Вы попадете во внутренний двор, который вымощен гладкими плитами. В жару они разогреваются, и ходить босиком по ним горячо, в январе же, когда мы посетили это место, было наоборот очень холодно ступать по этим плитам даже в носках. На дворе находится фонтан для омовения, которое осуществляют перед намазом.

Около стены стоит внушительных размеров повозка: по одним источникам, это таранное устройство, которое осталось после штурма Дамаска Тамерланом, по другим, это боевая колесница времен Древнего Рима. Кстати, в римскую эпоху на месте этой мечети стоял храм Юпитера, а в византийскую эпоху – христианская церковь.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Молитвенный зал. Видео

Со двора Вы попадаете в молитвенный зал внушительных размеров. Пол выстлан узорчатыми коврами, рисунок которых размечает места для намаза.

Удивляет и располагает раскрепощенное поведение людей: прихожане сидят или даже лежат на полу, читают, фотографируют, общаются. Около стен стоят шкафы с книгами, видимо, их можно брать и читать.

  • Один из трех минаретов мечети назван в честь Иисуса. Мусульмане почитают Иисуса как пророка, но не принимают что Он Сын Божий. Согласно пророчеству, Иса (так мусульмане называют Иисуса) спустится по этому минарету на землю перед Страшным судом. Иисуса ждут, и имам каждый день меняет ковер перед минаретом, на этот ковер должна ступить Его нога.
  • В центре молельного зала находится могила еще одного известного христианам пророка – Иоанна Крестителя. Вернее здесь захоронена голова Крестителя. Нашли ее, когда строили эту мечеть на месте христианского храма. Мусульмане так же, как христиане, почитают Иоанна Крестителя, называя его Яхья. С этой реликвией дело неясное по сей день: голов пророка и их фрагментов несколько. Они находятся и во Франции, и в Италии, и в Нагорном Карабахе, и в Греции на Афоне. Исследователи насчитывают целых двенадцать.
  • Мечеть Омейядов в Дамаске – место погребения праха Салах ад-Дина, известного талантливого полководца и мусульманского лидера XII века.

Цитадель.

Строительство цитадели началось в 1076 году. В то время цитадель была резиденцией правителя, где находились его покои, казармы, гвардия, склады, монетный двор, тюрьма, мечеть и семейные могилы. Лишь дважды в год по великим религиозным праздникам правитель покидал крепостные степы, чтобы посетить главную святыню города - мечеть Омейядов.
Нынешний облик цитадель обрела в XIII в., когда ее укрепил султан Малик Адиль – брат Салах ад-Дина. Укрепляли и перестраивали цитадель 12 лет. Но все было разрушено во время монгольского нашествия в 1260 г.

При султане Бейбарсе крепость возродили, но в 1400 г. при нашествие Тамерлана, она опять сильно пострадала.
С тех пор ее не восстанавливали. До 1985 г. здесь располагалась тюрьма. В последние годы здесь ведутся восстановительные работы и раскопки.
Рядом с цитаделью и входом на крытый рынок расположен памятник Саладину – легендарному султану, который начал победоносную войну с крестоносцами.
Рядом с цитаделью и памятником находится вход в Старый город и знаменитый рынок Хамидия (Сук аль-Хамидия) .


Рынок Хамидия. Утро.


Рынок Хамидия. Вечер.

Когда-то здесь были городские ворота Баб ан-Наср (Ворота Победы), но в 1864 г. из разобрали. Рынок назван в честь османского султана Абдул-Хамида II, при котором в 1885 году рынок накрыли железной крышей. Место это издревле было торговым.


Bakdash Ice Cream.Дамаск. Сирия.
Не пройдите мимо Bakdash Ice Cream – это одно из самых известных мороженых в Сирии, магазин-кафе был открыт на Хамидии в 1885 году. Густое и эластичное мороженое делают из порошка высушенных клубней орхидей и смол мастикового дерева, сверху посыпают фисташками. Мороженое настолько густое, что мороженщики непрестанно вымешивают мороженое, отбивая ритм.

В конце улицы-рынка возвышаются 12-метровые колонны, поддерживающие фрагмент фронтона – это то, что осталось от древнеримского храма Юпитера , возведенного в III в.

Храм Юпитера. Дамаск. Сирия.

Мечеть Омейядов считается одной из самых знаменитых мечетей мира.


Наружные стены мечении были застроены домами, которые начали сносить еще османские власти. Однако когда турки ушли, хозяева домов вернулись и отстроились заново. В 80-е гг. мечеть опять расчислили от домов и устроили небольшую площадь.


На площади перед Мечетью Омейядов. Дамаск.

Стена, окружающая мечеть очень старая. С давних времен здесь строили храмы.


Стена вокруг мечети Омейядов.

Сначала арамейцы воздвигли святилище своему богу Хададу, потом римляне – храм Юпитеру Дамасскому, в IV в. византийский император Феодосий возвел базилику Св. Захария, в 635 году храм разделили на две части – христианскую и мусульманскую.
В 708 г халиф Валид, желая построить в Дамаске мечеть, достойную его династии, конфисковал собор Св. Иоанна, в котором мусульмане и христиане молились бок о бок в течение 70 лет - одни в западной половине, другие - в восточной.
Для возведения мечети были привлечены талантливые архитекторы и ремесленники со всех концов страны, использованы лучшие материалы. Мечеть Омейядов должна была олицетворять славу и могущество арабского государства, поражать роскошью и красотой убранства.


Северный минарет или минарет Невесты относится к 705 г., но его верхняя часть достроена позже. Юго-восточный минарет Исы, т.е. Иисуса возведен в 1347 году на руинах башни храма Юпитера. Согласно легенде, по этому минарету спустится на землю Иисус Христос накануне Страшного суда. Юго-западный минарет Мухаммеда построен тоже на месте древней башни до XII в.
11 раз мечеть страдала от крупных пожаров, последний из которых был в 1893 г. Каждый раз мечеть восстанавливали.

Вход для туристов находится с левой стороны. Здесь же можно купить билет (50 SP), женщинам получить темные накидки (обнаженные плечи, руки и голова не допускаются). При входе в мечеть и женщинам и мужчинам надо снять обувь.

Изящное сооружение на восьми колоннах - Куббат аль-Хазна - сокровищница, в которую нет хода непосредственно с земли (787 г.) Как-то раз в одной из сокровищниц была совершена кража хранившихся там «под защитой Аллаха» казенных денег, с тех пор стали строить сокровищницы без входа с земли.


В центре двора - Куббат ан-Нофара - фонтан для омовений с бассейном (1200 г.; купол - XVIII в.).


Стены мечети украшены фаянсовыми изразцами и мозаиками (VIII-XIII вв.) В молельном зале 22 двери, два ряда коринфских колонн делят зал на три нефа.



В стене зала имеются богато украшенные ниши, называемые «михраб» . Первоначально михраб был почетным местом для халифа, позднее стал просто обозначать киблу - направление к Мекке, куда должны быть обращены лица молящихся.


Мечеть Омейядов.Михраб. Дамаск. Сирия.


Омейяды ввели в мечетях минбары - кафедры для чтения Корана и произнесения проповедей. Высокий минбар, имеющий лестницу, обычно находится слева от михраба.
В молельном зале находится рака Св. Иоанна Крестителя.


Мечеть Омейядов. Рака Св. Иоанна Крестителя.

Здесь покоится голова святого, которая, согласно легенде, была найдена в 705 г. в одном из подземных склепов при перестройке базилики в мечеть. Если верить преданию, то халиф Валид хотел убрать эту раку и даже сам стал выкапывать голову, но, коснувшись черепа, оцепенел, поверив в чудо халиф решил оставить христианскую реликвию на месте. Это место одинаково почитается как христианами, так и мусульманами. Святой Иоанн Креститель в мусульманской традиции – пророк Яхья.


Рядом находятся византийские колодец и купель.
В портике восточной стены находится святилище, где покоится голова Хусейна - сына четвёртого "праведного халифа" Али. Это место паломничества шиитов. Внутри помещения - две урны; в одной - голова Хусейна, убитого омейядскнми солдатами в 680 г. в битве при Кербеле (Ирак), во второй - прядь волос Пророка.



В том же дворе, где вход для туристов находится Мавзолей Салах ад-Дина - легендарного арабского султана, полководца, начавшего победоносную войну с рыцарями-крестоносцами, которого европейцы называли Саладином.

Открыт 9.00-16.00 без выходных


Саладин, Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по арабски Салах ад-Дин означает "Честь Веры"), первый султан Египта из династии Айюбидов. Родился в Текрите в 1138 году (современный Ирак). По происхождению Саладин был армянским курдом. Его отец Айюб ибн Шади и дядя Асад ад-Дин Ширкух, сыновья Шади Аджданаканского, были военачальниками в армии Зенги.
В 1139 году Айюб получил от Зенги в управление Баальбек, а в 1146 году, после его смерти, поддержал второго сына Зенги, будущего объединителя Сирии Нур ад-Дина и помог ему завоевать Алеппо. Таким образом, Саладин воспитывался при алеппском дворе, он получил образование в лучших традициях мусульманской культуры.
Его карьеру можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 - 1174), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 - 1186), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 - 1192).
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга и являлся оплотом халифов-еретиков.
В 1164 году Нур ад-Дин решает послать в Египет корпус, чтобы помочь Фатимидскому государству отразить вторжение крестоносцев. Корпус возглавил Ширкух, вместе с которым отправились его брат Айюб и его сын Салах ад-Дин. После нескольких лет, проведенных в битвах, Ширкух стал визирем при халифе Фатимидов, но в 1169 году он скоропостижно умер. Ему наследовал Саладин.
После того, как умер фатимидский халиф Адид в 1171 году и Нур ад-Дин в 1174 году, власть над Египтом и Сирией сосредоточилась в руках Салах ад-Дина.
Саладин основал свою династию Айюбидов. Он восстановил в Египте суннитскую веру в 1171 году. А в 1174 году он вступил в Дамаск, взял Хамс и Хаму, в 1175 году захватил Баальбек и города, окружавшие Алеппо.
Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), состоящей из конных лучников и конных копейщиков.
Следующим шагом стало достижение политической независимости.

Салах ад-Дин непрестанно воевал с крестоносцами. В 1187 г. состоялась решающая битва под Хиттином между христианами и мусульман. Саладин долго избегал боя, обстреливая крестоносцев из луков. Под палящими лучами солнца рыцари жарились в своих тяжелых доспехах. Когда они дошли до предела, Салах ад-Дин сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Мало кому из крестоносцев удалось уцелеть или избежать плена. Даже король Иерусалимского королевства Гвидо Лузиньян попал в плен, но был с почестями отпущен под клятву никогда больше не поднимать меч против мусульман (которую тот впоследствии нарушил). Также в плен был взят великий магистр ордена тамплиеров – Рейнальд Шатильонский, которого Саладин собственноручно казнил.
После сражения под Хиттином победы Салах ад-Дина следовали одна за другой, в том числе Саладин захватил Иерусалим и провел ритуал его очищения, при этом проявив великодушие к христианам. Горожане были отпущены за выкуп, кто не смог заплатить выкуп были обращены в рабство.
Такой поворот событий озадачил христианскую Европу.
Состоялся очередной крестовый поход, одним из предводителей которого был король Англии Ричард I Львиное Сердце. В походе участвовали также король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I. Ричард Львиное Сердце отвоевал часть городов и крепостей у Саладина. Среди них была Акра, когда мусульманский гарнизон капитулировал без разрешения Саладина. Ричард I предал смерти 2000 заложников. Салах ад-Дин был огорчен суровостью противника, он сам в таких случаях отдавал пленников в рабство.
Но это не помешало ему устроить брак своего младшего брата и сестры Ричарда I, после чего в ноябре 1192 г. был заключен мир, по условиям которого внутренняя территория Сирии признавалась мусульманской с правом беспрепятственного прохода христиан-паломников, а Палестина делилась приблизительно поровну.
История подтвердила, что со стороны Салах ад-Дина это был мудрый шаг, позволивший арабам закрепиться на отвоеванных территориях и подготовиться к дальнейшему наступлению на владения крестоносцев.
Салах ад-Дин умер в марте 1193 г. от лихорадки в возрасте 55 лет. Он был похоронен в Дамаске и оплакан на всем Востоке.
Его могила - одно из почитаемых мусульманами мест. Он прославился как выдающийся полководец и защитник ислама, как покровитель просвещения, основавший в Египте и Сирии школы и семинарии.


Улицы Старого Дамаска.


Улицы Старого Дамаска.

Эпоха правления Омейядов (661 — 750), первой династии Арабского халифата, ознаменовалась полной победой ислама на огромной территории от до Афганистана. Земли, которые веками находились в орбите греко-римской, а затем византийской культуры, за считанные годы стали частью совсем другого мира. Это стало возможным только благодаря взвешенной политике первых халифов, которые терпимо относились к христианам и иудеям и охотно заимствовали у покоренных землях достижения местной культуры.

Кочевники-арабы не имели никакого представления о монументальную архитектуру; мусульмане молились под открытым небом, а первые мечети представляли собой просто огороженные дворы. Однако, столкнувшись с городской культурой Ближнего Востока, халифы осознали ее многочисленные прелести и пожелали утвердить победу ислама строительством впечатляющих культовых памятников. Лучшие мастера Персии, независимо от своего вероисповедания, были привлечены к увлекательному процессу создания новой архитектуры.

Ценной достопримечательностью эпохи стала мечеть Омейядов (Джам Бани Умай), построенная в новой столице империи, городе Дамаске (Сирия) в 715 году. Место, на котором возвели мечеть, считалось священным уже две тысячи лет. В I тысячелетии до н. э. здесь стоял арамейский храм бога Хадад; в римскую эпоху на его месте возвели храм Юпитера. Император Феодосий велел его разрушить и построить христианскую церковь Иоанна Крестителя. Когда Дамаск захватили мусульмане, они не уничтожили церковь и не отобрали ее у христиан, а молились в храме вместе с ними, потому что почитали Крестителя под именем пророка Яхья. Однако затем халиф аль-Валид I выкупил церковь в христианской общины, велел разобрать и возвести на ее месте мечеть.

В полном соответствии со вкусами первых мусульман мечеть Омейядов представляет собой открытый прямоугольный двор, в котором могут разместиться многие сотни верующих. Однако периметр этого двора украшен двухъярусной колоннадой, выполненной в византийских формах, а в направлении Мекки высится огромный трехнефный молитвенный зал, мало отличается от византийской базилики. Греческие мастера покрыли наружные стены и галереи зала замечательными мозаиками, которые по своей стилистике еще ​​ничем не напоминают арабское искусство. Кипарисы, цветы и птицы, пейзажи городов с куполами и колоннадами словно сошли с православной иконы, а золотой фон мозаики, меняется и мерцает под южным солнцем, заставляет вспомнить стены церквей Равенны и Константинополя.

Мусульмане очень почитают давнюю святыню. Они утверждают, что в ней хранится настоящая глава Иоанна Крестителя и именно здесь появится на землю во время второго пришествия пророк Иса, которого мы знаем под именем Иисуса Христа.

Мечеть Омейядов в Дамаске на карте

3 104
 


Читайте:



Итум-Кали, Хачарой, Ведучи

Итум-Кали, Хачарой, Ведучи

Ассаламу Алейкум! Предлагаю для Вашего вниманию фото сделанные во время поездки по горному маршруту Грозный->Шатой->Итум-Кали->Хачарой->Веду чи....

Узнайте: какую квартиру выгодно сдавать в аренду, чтобы получать хороший доход?

Узнайте: какую квартиру выгодно сдавать в аренду, чтобы получать хороший доход?

Эксперты рынка прогнозируют: не исключено, что следующий год пройдет под знаком аренды. Покупатели откладывают сделки для лучших времен, ждут когда...

Испания карта курортов коста браво

Испания карта курортов коста браво

Коста-БраваКоста Брава - дословно переводится как «дикий берег» - родина Сальвадора Дали, представляет собой полосу побережья на северо-востоке...

Поездка в Израиль на отдых самому от А до Я

Поездка в Израиль на отдых самому от А до Я

5 ноября 2013 г. 7:59 Иерусалим, Эйн-Бокек, Эйлат, Тель-Авив — Израиль Январь 2013 Маршрут «Три моря и Иерусалим» предназанчен для тех, кто...

feed-image RSS