Главная - Италия
История о тадж махале. Мавзолей Тадж-Махал: Вечная история любви

Тадж-Махал известен во всем мире, уже 350 лет он привлекает множество туристов. Знакомый по бесчисленным фотографиям силуэт стал символом Индии. Кажется, что Тадж-Махал парит между небом и землей: его пропорции, симметричность, окружающие сады и зеркало вод производят небывалое впечатление.

Памятник, воздвигнутый султаном в честь любимой жены, не только поражает своим внешним видом, но и той историей, которая сопровождала строительство мавзолея.

История мавзолея Тадж–Махал

В 1612 году принц Кхуррам (будущий правитель Шах-Джахан, чье имя означает «Повелитель вселенной»), взял себе в жены прекрасную Мумтаз-Махал. По одной из версий, будущая принцесса простолюдинкой, но принц, увидев ее глаза, просто не мог устоять. По другой, более вероятной версии, Мумтаз-Махал приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю.

Пожениться сразу влюбленные не могли: по местной традиции свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд, поэтому Шах-Джахану и его любимой пришлось дожидаться счастливого дня целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись.

Шах-Джахан взошел на престол в 1628 году. Как и полагается правителю, у него было большое количество жен, но самой любимой оставалась Мумтаз-Махал. Она сопровождала его даже в далеких военных походах, была единственным человеком, которому он полностью доверял.

В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга правителя Шах-Джахана, известная как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), умерла. Это случилось в шатре, разбитом в лагере под Бурханпуром

Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Надо отметить, что для женщины в те времена это был солидный возраст, а частые роды подрывали здоровье. Так что редкая женщина в Индии доживала до сорока.

Султан Шах-Джахан очень горевал, ведь он потерял не только любимую жену, но и мудрую советницу, помогавшую ему в самых сложных политических ситуациях. Есть сведения, что он два года носил по ней траур, а его волосы поседели от горя. Султан дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычный, с которым ничто в мире не сможет сравниться.

Местом для будущего мавзолея был выбран город Агра, который в XVII веке считался столицей наравне с Дели. Место было выбрано удивительно удачно: ни одно еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.

В 1632 году началось строительство, которое продолжалось более 20 лет. Здесь было занято более 20 000 рабочих. Множество искусных каменщиков, камнерезов и ювелиров устремились в Агру со всей Индии и Западной . Исмаил Хан из спроектировал великолепный купол. Строки из священного Корана на различных частях мавзолея - например, на главном входе в Тадж-Махал, были выполнены знаменитым каллиграфом Аманат Ханом Ширази. Главными исполнителями мозаичных работ были пятеро хинду.

Главный архитектор Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия. Надо отметить, что не все согласны с тем, что архитектором был именно Иса Кхан, уверяя, что не была настолько технически развита, чтобы суметь самостоятельно возвести такой совершенный храм. Сторонники этой версии говорят, что скорей всего руководил постройкой какой-нибудь приглашенный венецианский мастер. Так это или нет, теперь установить вряд ли удастся. Ни в одном документе сведений о том, кто руководил строительством, не зафиксировано. Осталась только надпись на самом Тадж-Махале, которая гласит: «Строитель не был простым смертным, ибо план сооружения был дан ему небесами».

По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее. Все материалы для мавзолея доставлялись издалека. Песчаник доставляли в Агру из Сикри, полудрагоценные каменья - из копей Индии, Персии и Средней Азии. Нефрит везли из , аметист из , малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета.

Белый мрамор, из которого сделан Тадж-Махал, доставлялся из каменоломен Макраны, находящихся в 300 километрах от Агры. Некоторые из мраморных блоков были огромной величины, и для перевозки их погружали в громадные деревянные повозки, в которые были впряжены по нескольку десятков буйволов и волов.

Белый мрамор - основа всего Тадж-Махала. Сверху стены покрывались тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Именно благодаря такой обработке, здание не чисто белое, как его изображают на многих фотографиях, а переливается множеством оттенков, в зависимости от того, как на него падает свет.

Даже в наше время здание мавзолея создает ощущение небывалой роскоши, хотя раньше он выглядел еще богаче. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра, в них были забиты сотни маленьких серебряных гвоздиков. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. К сожалению, все это было расхищено. Когда Лорд Лейк занял Агру в 1803 году, его драгуны вынесли из Тадж-Махала 44 тысячи «тола» чистого золота. Британские солдаты вынули немало драгоценных камней из стен мавзолея. Как свидетельствует лорд Керзон, «было обычным делом для солдат, вооружившись зубилом и молотком, выковыривать средь бела дня драгоценные камешки из надгробья императора и его любимой жены». Став вице-королем Индии, лорд Керзон ввел законы, которые позволили спасти от полного разорения Тадж-Махал и тысячи других монументов.

Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого. Второй мавзолей должен был быть точной копией первого, но из мрамора, а между двумя мавзолеями должен был проходить мост из черно- мрамора. Но второй мавзолей так и не был возведен: народ стал роптать - страна и так обнищала от многочисленных внутренних войн, а правитель тратит огромные деньги на такие постройки.

В 1658 году сын Аурангзеб захватил власть и девять лет держал отца под домашним арестом в Агра-форте - восьмиугольной башне. Оттуда Шах-Джахану был виден Тадж-Махал. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. После смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном склепе с Мумтаз-Махал.

Особенности строения мавзолея Тадж–Махал

Воздушность создается непривычными для нас пропорциями - высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. Ширина постройки равна ее общей высоте - 75 метрам, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты. Линий можно провести еще множество и обнаружить целый ряд удивительных закономерностей и соответствий в пропорциях Тадж-Махала, равного по высоте двадцатиэтажному дому, но отнюдь не подавляющего своими размерами.

Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание составляет 57 метров в периметре, оно увенчано центральным куполом высотой 24,5 и 17 метров в диаметре. Когда воздвигали гигантский купол, для более удобной доставки необходимых материалов на большую высоту по проекту Исмаил Хана была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.

Останки Мумтаз-Махал захоронены в подземелье, как раз под самым центром большого белого купола, формой напоминающего бутон цветка. Моголы были последователями ислама, а в исламском искусстве купол указывает путь на небеса. На уровне пола установлена точная копия саркофага, чтобы посетители могли почтить память императрицы, не нарушая покоя в ее усыпальнице.

Весь парк с трех сторон окружен оградой. Вход из камня украшен белым узорным «портиком», а сверху «накрыт» 11 куполами, по бокам стоят две башни, также увенчанные белыми куполами.

Тадж-Махал находится среди парка (его площадь почти 300 кв. м), в который можно попасть через большие ворота, символизирующие вход в рай. Парк устроен в виде дороги, которая ведет прямо к входу в Тадж-Махал. Посреди этой «дороги» находится большой мраморный бассейн, с протянутым к нему оросительным каналом. Во времена Шах-Джахана в бассейне плавали декоративные рыбки, а павлины и другие экзотические птицы важно вышагивали по дорожкам. Стражники, одетые в белые одежды и вооруженные духовыми ружьями, охраняли сад от хищных птиц.

Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. С южной стороны треть территории занята хозяйственными постройками и завершается монументальными воротами, ведущими внутрь обнесенного стенами участка, который составляет большую часть прямоугольника.

Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками. Кроме того, здесь применены так называемые «сталактиты» - сочленения мелких, нависающих друг над другом консольных ниш. Сталактиты поддерживают выступающие формы и расположены в основании купола, в нишах, под карнизами и на капителях колонн. Они сделаны из гипса или терракоты и создают исключительно тонкую игру светотени.

К самому центру фасада ведет широкая лестница. У ее основания принято оставлять обувь, как перед входом в храм.

Внутри здание не менее красиво, чем снаружи. Белоснежные стены украшены камнями и затейливыми узорами. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры - венчают своды арок над окнами. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов. В центре - резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы. В самой середине помещена камера гробницы, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные ажурной мраморной оградой.

Мавзолей Тадж–Махал в наши дни

Мавзолей Тадж-Махал - самое посещаемое место Индии. Тысячи туристов съезжаются сюда со всех уголков мира. Со всех четырех сторон мавзолея дежурят полицейские, которые зорко следят за всеми посетителями. Они охраняют вход на верхние площадки мавзолея (до того, как этот проход закрыли, десятки самоубийц прыгали с минаретов, чаще всего причиной была неразделенная любовь - символично, ведь Тадж-Махал еще называют «храмом любви»). Также полицейские следят за тем, чтобы туристы не фотографировали здание вблизи, поскольку Тадж-Махал признан национальной святыней.

Необходимо отметить, что ученые серьезно обеспокоены будущим мавзолея. В октябре 2004 года двое индийских историков выступили с предупреждением, что Тадж-Махал наклоняется и может обрушиться или осесть, если власти штата Утар-Прадеш, в котором находится знаменитый мавзолей, не займутся территорией, непосредственно прилегающей к памятнику архитектуры. Особое беспокойство вызывает Джамна, расположенной рядом с Тадж-Махалом. Это связано с иссушением русла. Правительство Индии пообещало выделить достаточную сумму на проведение специальных работ.

Охранять этот памятник архитектуры бесспорно необходимо. Ведь это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: «Все люди в мире делятся на две группы - те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья».

Тадж-Махал является, наверное, самым известным и самым привлекательным туристическим объектом в Индии. И понятно, почему – он потрясающе красив. Он – чудо. Его хотят увидеть очень многие, и за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов. Хотя с формальной точки зрения Тадж-Махал представляет не индийскую, а персидскую архитектуру. Но именно он стал визитной карточкой Индии.

Как известно, Тадж-Махал построен по повелению падишаха империи великих моголов Шах-Джахана в память о любимой жене Мумтаз-Махал, которая умерла в 14-х родах.

Да уж, по нынешним временам не стала бы рожать этого ребёнка, детей уже и так более чем достаточно. И жили бы они долго и счастливо.

Но кто бы тогда знал о 3-й жене пятого могольского падишаха. А так безутешный Шах-Джахан (что значит «повелитель мира») повелел построить усыпальницу для любимой. Которую и строили более 20 лет (с 1630 по 1652 годы) примерно 20 000 рабочих под руководством архитекторов со всего мусульманского мира. Для перевозки грузов в строительстве были задействованы до тысячи слонов и множество лошадей и волов.

Белоснежный мрамор на строительство привозили за 300 км, а другие материалы для возведения усыпальницы доставлялись не только со всей Индии, но и из-за рубежа.

Когда Тадж-Махал был построен, проблему разборки лесов и вспомогательных сооружений решили, как и после строительства нашего Зимнего дворца. А именно — разрешили окрестным жителям забирать эти материалы бесплатно. Что и было сделано за очень короткий срок (по легенде — за одну ночь).

Имена архитекторов, руководивших созданием чуда, известны. Это Дешенов-Ану, Макрамат Хан и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают перса Лахаури. По другой версии, главным архитектором был турок Иса Мухаммед Эфенди.

Есть легенда, что мастеров, сотворивших чудо, ослепили и отрубили им руки, дабы не сотворили ничего подобного. Но вроде бы это лишь легенда, подтверждений ей нет.

Потрачено на строительство Тадж-Махала было столько, что казна практически опустела, и огромное и богатейшее государство моголов стало приходить в упадок. В этом я сомневаюсь. Уж больно богатая страна Индия.

Тем не менее, после завершения строительства Шах-Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заточён в тюрьму. Строительство такого же, но чёрного мавзолея, симметричного белому, на другом берегу реки Джанмы, прекращено. Про чёрный мавзолей многие исследователи говорят, что это всего лишь легенда. Но согласитесь, красивая. А судя по одержимости создателей мавзолея идеей симметрии, и правдоподобная.

Аурангзеб, хоть и держал отца 20 лет в тюрьме, всё же похоронил его рядом с Мумтаз-Махал, его любимой женой и своей матерью. И надгробье Шах-Джахана, которое побольше, чем надгробье Мумтаз-Махал, — это единственное, что не симметрично в полностью симметричном Тадж-Махале.

А вот жалостливый рассказ о том, что Шах-Джахан 20 лет, которые он провёл в заточении в Красном форте, смотрел из окна на мавзолей любимой, — всего лишь легенда. Да, он был заточён в Красном форте, но не в Агре, а в , за 250 км от Агры.

Тадж-Махал по мере упадка государства Великих Моголов тоже стал потихоньку приходить в запустение.

Англичане, захватившие Индию после моголов, даром что цивилизованные и образованные, потихоньку выковыривали полудрагоценные камни из стен мавзолея. И при них его золотой шпиль был заменён на точную бронзовую копию.

После получения Индией независимости Тадж-Махал стал важнейшим музеем, а в 1983 году был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из-за превышения концентрации вредных веществ в воздухе мрамор темнеет. Но каждый год Тадж-Махал чистят, и, на мой неискушённый взгляд, выглядит он отлично. Вызывает опасение обмеление реки Джанма и, как следствие, проседание грунтов в основании мавзолея.

И ещё. Индуистские националисты говорят, что Тадж-Махал — не индийское произведение, что построен он на месте разрушенного индуистского храма и потому нужно бы его снести. Насколько это серьёзно, говорит тот факт, что вице-премьеру Индийской республики пришлось посетить Тадж-Махал и после этого сделать заявление, что он очень красив и, поскольку строили его индийцы, то является индийским творением.

Экскурсия в Тадж-Махал

Утро выдалось несколько туманным. Что настораживало, поскольку в интернете пишут, что зимой можно и совсем не увидеть Тадж-Махал из-за тумана. Как написала одна туристка: «Смогла его только пощупать».

Нас привезли на автобусе с электродвигателем к кассам Тадж-Махала. Машинами с двигателями внутреннего сгорания там пользоваться нельзя, чтобы не загрязнять воздух.

Мы купили билеты, для иностранцев они стоят 1000 рупий, это самая дорогая экскурсия в туре « ».

Нас проверили не менее строго, чем при посадке в самолёт, с прохождением через рамку и ощупывание.

На входе стоят огромные красные ворота с 11-ю маленькими башенками. Это характерная особенность мусульманских сооружений в Индии: в окружённый стенами двор можно попасть через ворота с башенками.

Пройдя через относительно небольшую арку, наконец, выходишь к Мавзолею. Здесь первое чудо: когда идёшь через арку, Тадж-Махал кажется огромным и занимает весь проём, а когда выходишь, то видишь, что до него далеко, и он кажется маленьким. Тут возникает первое «ах».

До Тадж-Махала идёшь вдоль вытянутого прямоугольного бассейна, дно которого окрашено в синий цвет. Поэтому вода кажется синей. Вода, надо отдать должное, прозрачная, чего в условиях тропиков добиться очень трудно. А вот дно бассейна не очень чистое.

Дорожки, ведущие к мавзолею, обсажены невысокими кипарисами, вдоль них разбиты стриженые газоны. Говорят, что изначально здесь были разбиты цветники из роз, а газоны – это уже английское нововведение. Англичане не знают ничего краше ровных газонов, а здесь, думается, лучше бы подошли розы.

Тадж-Махал лучше всего смотрится издалека. Что тут сказать: чудо – оно и есть чудо, это нужно видеть.

Перед тем, как подняться к самому мавзолею, нужно надеть выдаваемые при покупке билета белые бахилы.

Когда подходишь, то становятся видны швы между мраморными блоками, минареты становятся похожими на обычные маяки. Не воспринимается Тадж-Маахал по частям, не распадается. Его нужно видеть целиком.

С высокой, вымощенной мраморными плитами площадки вокруг мавзолея видна неприглядная река Джамна с мутной водой. Река со стороны мавзолея и с противоположного берега огорожена колючей проволокой. В нашу бытность в воде около берега лежала дохлая корова. Говорят, с другого берега полюбоваться Тадж-Махалом сейчас не получится. «Там живёт армия», — сказал гид.

Но и рядом Тадж-Махал красив. Впечатляют узоры из мрамора и мозаики из полудрагоценных камней. Украшают стены и изящные арабские надписи.

Внутри мавзолея фотографировать нельзя. Но я этого не понял и сделал несколько кадров, пока мне не сказали. Однако внутри и нет ничего особенного. Там стоят 2 надгробия, побольше – шаха, поменьше – Мумтаз-Махал. Свет проникает через ажурные мраморные решётки, но его мало. Внутри – полутьма.

По бокам от мавзолея ещё 2 симметричных здания. Одно – действующая мечеть, другое – караван-сарай, или, по-русски, гостиница. Они тоже неплохи, но никакого сравнения с мавзолеем.

Тадж-Махал – признанный символ вечной любви, ведь он был создан ради женщины, покорившей сердце Императора Великих Моголов Шах-Джахана. Мумтаз-Махал была его третьей женой и умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Чтобы увековечить в памяти имя возлюбленной, падишах задумал грандиозный проект по возведению мавзолея. Строительство заняло 22 года, но сегодня это образец гармонии в искусстве, отчего туристы со всего мира мечтают посетить чудо света.

Тадж-Махал и его строительство

Чтобы возвести величайший в мире мавзолей, падишах задействовал более 22 000 людей со всей империи и прилегающих государств. Лучшие мастера трудились над мечетью, чтобы довести ее до совершенства, соблюдая полную симметрию согласно планам императора. Изначально участок земли, на котором планировалось установить гробницу, принадлежал махарадже Джай Сингху. Шах-Джахан отдал ему взамен на пустующую территорию дворец в городе Агра.

Сначала проводились работы по подготовке почвы. Территорию, превышающую по площади гектар, перекопали, заменили на ней грунт для устойчивости будущего здания. Фундаментом стали вырытые колодцы, которые заполнили бутовым камнем. В ходе строительства использовался белый мрамор, который приходилось везти не только из разных уголков страны, но даже из соседних государств. Чтобы решить проблему с транспортировкой, пришлось специально изобрести повозки, сконструировать подъемный пандус.

Только усыпальница и платформа к ней строились около 12 лет, остальные элементы комплекса возводились в течение других 10 лет. За эти годы появились следующие сооружения:

  • минареты;
  • мечеть;
  • джаваб;
  • Большие ворота.


Именно из-за такой протяженности во времени, нередко возникают споры относительно того, сколько лет строили Тадж-Махал и какой год считать моментом окончания работ по возведению достопримечательности. Строительство началось в 1632 году, а все работы завершились к 1653, сам мавзолей был готов уже в 1643. Но как бы долго не длились работы, в результате в Индии появился поражающий воображение храм высотой 74 метра, а окружают его сады с впечатляющим бассейном и фонтанами.

Особенность архитектуры Тадж-Махала

Несмотря на то, что постройка является настолько значимой с культурной точки зрения, до сих пор нет достоверной информации о том, кто на самом деле был главным архитектором усыпальницы. В ходе работ привлекались самые лучшие мастера, был создан Совет архитекторов, а все принимаемые решения исходили исключительно от императора. Во многих источниках считается, что проект создания комплекса исходил от Устад Ахмад Лахаури. Правда, при обсуждении вопроса о том, кто построил жемчужину архитектурного искусства, нередко всплывает имя турка Иса Мухаммед Эфенди.

Впрочем, не имеет особого значения, кто построил дворец, так как он является символом любви падишаха, стремившегося создать уникальную усыпальницу, достойную его верной спутницы жизни. По этой причине в качестве материала был избран белый мрамор, обозначающий чистоту души Мумтаз-Махал. Стены гробницы украшены драгоценными камнями, выложенными в затейливые картинки, чтобы передать удивительную красоту жены императора.

В архитектуре переплетаются несколько стилей, среди которых прослеживаются нотки из Персии, ислама и Средней Азии. Главными достоинствами комплекса принято считать шахматный пол, минареты высотой в 40 метров, а также удивительный купол. Особенностью Тадж-Махала является использование оптических иллюзий. Так, например, надписи из Корана, написанные вдоль арок, кажутся одинакового размера на всей высоте. На самом деле буквы и расстояние между ними сверху значительно больше, чем внизу, но человек, заходящий внутрь, не видит этой разницы.

На этом иллюзии не заканчиваются, так как наблюдать за достопримечательностью нужно в разное время суток. Мрамор, из которого он сделан, полупрозрачный, поэтому днем кажется белым, на закате солнца приобретает розоватый оттенок, а ночью под лунным светом отдает серебром.

В исламской архитектуре невозможно обойтись без изображений цветов, но то, насколько мастерски был сделан памятник из мозаики, не может не впечатлить. Если приглядеться, можно заметить десятки драгоценных камней, инкрустированных всего на паре сантиметров. Такие детали встречаются внутри и снаружи, потому что весь мавзолей продуман до мелочей.

Вся конструкция имеет осевую симметрию снаружи, поэтому некоторые детали были достроены лишь для поддержания общего вида. Интерьер также симметричен, но уже относительно гробницы Мумтаз-Махал. Общую гармонию нарушает лишь надгробие самого Шах-Джахана, которое уже после его смерти установили рядом с возлюбленной. Хотя для туристов не имеет значения, как выглядит симметрия внутри помещения, потому что оно украшено настолько изысканно, что взгляд разбегается, и это учитывая то, что большую часть сокровищ разграбили вандалы.

Для возведения Тадж-Махала потребовалось установить массивные леса, при этом решено было использовать для этого не привычный бамбук, а прочный кирпич. Мастера, работавшие над проектом, утверждали, что разбирать созданную конструкцию придется годами. Шах-Джахан пошел другим путем и объявил, что каждый желающий может забрать столько кирпичей, сколько сможет унести. В результате конструкция была разобрана жителями города за несколько дней.

История гласит, что по завершении строительства император приказал выколоть глаза и отрубить руки всем мастерам, сотворившим чудо, чтобы они не могли воспроизвести подобные элементы в других работах. И хотя в те времена многие действительно использовали такие методы, считается, что это лишь легенда, и падишах ограничился письменным заверением о том, что архитекторы не будут создавать похожий мавзолей.

На этом интересные факты не заканчиваются, ведь напротив Тадж-Махала должна была быть такая же гробница для индийского правителя, но из черного мрамора. Об этом кратко было изложено в документах сына великого падишаха, но историки склоняются к тому, что в них речь шла об отражении существующей усыпальницы, которая из бассейна кажется черного цвета, что также подтверждает страсть императора к иллюзиям.

Существуют споры о том, что музей может разрушиться из-за того, что река Джамна с годами мельчает. Недавно на стенах были найдены трещины, но это вовсе не значит, что причина кроется лишь в реке. Храм расположен в городе, где на него влияют различные факторы, связанные с экологией. Некогда белоснежный мрамор приобретает желтый оттенок, поэтому его приходится часто чистить белой глиной.

Для тех, кому интересно, как переводится название комплекса, стоит сказать, что с персидского оно значит «величайший дворец». Впрочем, существует мнение, что тайна кроется в имени избранницы индийского принца. Будущий император был влюблен в свою кузину еще до брака и называл ее Мумтаз-Махал, т. е. Украшение Дворца, а Тадж, в свою очередь, значит «венец».

Туристам на заметку

Не стоит и перечислять, чем знаменит великий мавзолей, ведь он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается Новым чудом света. В ходе экскурсии обязательно расскажут романтичную историю о том, в честь кого был построен храм, а также дадут краткое описание этапов строительства и откроют секреты, в каком городе есть похожее строение.

Чтобы посетить Тадж-Махал, потребуется адрес: в городе Агра необходимо добраться до State Highway 62, Tajganj, Uttar Pradesh. Фотографии на территории храма разрешается делать, но только на обычную аппаратуру, профессиональное оборудование здесь строго запрещено. Правда, многие туристы делают красивые фото за пределами комплекса, просто нужно знать, где находится смотровая площадка, с которой открывается вид сверху. На карте города обычно указывается, откуда можно увидеть дворец и с какой стороны открыт вход на территорию комплекса.

Тадж-Махал – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Индии. Грандиозный мавзолей, воздвигнутый в первой половине XVII столетия, входит в число лучших образцов зодчества Империи Моголов и сочетает в себе элементы нескольких выдающихся азиатских стилей.


В 1983 году здание было внесено в Список объектов ЮНЕСКО как истинная жемчужина исламского искусства и шедевр архитектурного наследия, вызывающий восхищение во всем мире.

В каком городе находится Тадж-Махал?

Тадж-Махал был возведен в городе Агра, на побережье речки Джамна. Существует легенда, что на другом берегу планировалось воздвигнуть подобное строение, но в черном цвете, а между двумя комплексами должен был находиться мостик из мрамора. Однако вторая мечеть так и не была построена.

Участок, на котором высится Тадж-Махал, простирается к югу от крепостной стены Агры и занимает площадь около 1,2 га. До строительства мавзолея эти земли принадлежали индийскому махарадже Джай Сингху и были куплены у него падишахом Шах-Джахана.

Что такое Тадж-Махал?

Тадж-Махал является неофициальном символом Индии. Роскошное сооружение представляет собой комплексную постройку с пятью куполами, четырьмя минаретами на каждом углу и примыкающим живописным парком с бассейном и фонтанами. Строивший его Шах-Джахана преследовал цель сохранить память о своей супруге Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14-го ребенка.


После строительства здания тело женщины поместили в гробницу, обустроенную на подземном уровне Тадж-Махала, а после своей смерти рядом с Мумтаз-Махал упокоился и сам Шах-Джахана.

Тадж-Махал – это одновременно мавзолей, хранящий останки великого индийского правителя с супругой, и мечеть, куда приходят помолиться сторонники индуистской религии. Ежедневно строение посещают десятки тысяч туристов, стремящихся полюбоваться его выдающейся архитектурой.

В среднем каждый год мавзолей осматривают до 5 миллионов человек, в том числе из-за рубежа. Чтобы удовлетворить потребности такого числа посетителей, в соседнем городке Мумтазабад были открыты продуктовые рынки и караван-сараи.

Когда был построен Тадж-Махал?

Возведение комплекса началось в 1630 году. В работах принимали участие свыше 22 тысяч строителей, которые были приглашены со всех уголков Империи. Материалы для постройки свозились из разных регионов Азии, а для транспортировки использовали тысячи слонов. Из Китая везли жадеит и нефрит, из индийского штата Пенджам – разноцветную яшму, из города Макрана – изящный белый мрамор.


Возведение гробницы заняло немногим более 20 лет и было завершено в 1653 году, однако еще около десятилетия вокруг Тадж-Махала велись дополнительные работы, такие как постройка минаретов и центральных ворот.

Чем знаменит Тадж-Махал?

Несмотря на свою грандиозность, Тадж-Махал поражает посетителей удивительной воздушностью, достигаемой за счет необычных пропорций и оригинального фасада с полукруглыми нишами. Главный купол высотой 74 метра будто уносит ввысь остальную часть комплекса, богато украшенную полированным мрамором с инкрустацией самоцветами. Всего в украшении здания было использовано 28 видов камней, в том числе агат, бирюза, малахит. Благодаря особенностям мрамора при ярком солнечном свете мавзолей кажется белым, а на закате приобретает розоватый оттенок.

В архитектуре и планировочных решениях комплекса сокрыто множество знаков и символов. В частности, на Больших воротах можно заметить надписи из Корана. Особую привлекательность сооружению придает большой мраморный бассейн перед входом, в водах которого видно отражение всей мечети.


Высокие минареты, расположенные по углам основной платформы, слегка наклонены относительно здания, что было сделано из соображений безопасности – если во время землетрясений они рухнут, то не повредят основную постройку.

Из-за своей масштабности и удивительной красоты в 2007 году Тадж-Махал попал в перечень семи новых чудес света и встал в один ряд с такими значимыми строениями, как итальянский Колизей и Великая китайская стена.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Рассвет над Тадж-Махалом

История

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.


Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней) .

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Панорама Тадж-Махала

Архитектура

Персидская каллиграфия

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Цветы, высеченные в мраморе

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Арочный свод

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Чар-Багх (четыре сада) - неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны) , сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

Минарет

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу - мечеть, к востоку - здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно - попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть - на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Навершие Тадж-Махала

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания) , чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Реквием в мраморе


Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал - уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца») , который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана - ему было 39 лет, всего на год старше жены, - побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, - срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, - писал он. - Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Мифы о Тадж-Махале


Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.


Музей Тадж-Махал

В комплекс Тадж-Махал входит маленький, но замечательный музей Таджа (вход 5 рупий; 10:00-17:00 суббота-четверг) . Он расположен в западной части садов. В музее хранятся оригиналы могольских миниатюр, пара портретов шаха Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал из слоновой кости (XVII в.) . Здесь же несколько хорошо сохранившихся золотых и серебряных монет того же периода, архитектурные чертежи Таджа и несколько изящных тарелок из селадона, которые, по слухам, разлетятся на куски или изменят цвет, если в еде на тарелке окажется яд.

Лучшие виды Тадж-Махала

На территории Таджа

За удовольствие придется выложить 750 рупий, но только внутри комплекса вокруг Тадж-Махала вы сможете в полной мере ощутить всю красоту и мощь самого красивого здания на земле. Обязательно обратите внимание на мозаику (пьетра дура) внутри ниш с арками (пиштаков) на четырех внешних стенах. Не забудьте взять с собой фонарик, чтобы получше рассмотреть похожие орнаменты внутри темного центрального зала мавзолея. Обратите внимание на белый мрамор и полудрагоценные камни, вкрапленные в него.

Главное - "попасть"

Из Мехтаб Багха

Туристам больше не разрешается свободно гулять по набережной на противоположном берегу реки Ямуны, но все еще можно любоваться Тадж-Махалом сзади, из парка Мехтаба Багха (XVI век) по ту сторону реки. Тропа, ведущая вниз к реке, приведет вас к месту, откуда такими же видами можно наслаждаться бесплатно, хоть и в ограниченном ракурсе.

Вид с южного берега реки

Это отличное место для наблюдения за закатом. Идите по тропе, которая тянется вдоль восточной стены Тадж-Махала, вниз до маленького храма у реки. Там вы найдете лодки, на которых можно прокатиться по реке и насладиться еще более романтичными видами. Приготовьтесь заплатить примерно 100 рупий за лодку. В целях безопасности лучше не отправляться сюда в одиночку на закате.

С крыши кафе в Тадж Гандже

Отличный вариант для фотографирования на рассвете - крыши кафе в Тадж Гандже. Снимки получаются очень красивые. Нам кажется, что кафе на крыше отеля Saniya Palace - лучшее место. Расположение отличное, вокруг много зелени. Но в принципе таких хороших мест много, и все они предлагают в качестве бонуса вид на Тадж-Махал, которым можно любоваться за чашечкой утреннего кофе.

Территория Тадж-Махала

Из форта Агры

Имея при себе фотоаппарат с приличным объективом, можно сделать роскошные фотографии Тадж-Махала из форта Агры, особенно если вы готовы встать на заре и застать момент, когда солнце поднимется из-за его стен. Пожалуй, лучшие места для съемки - это Мусамман Бурдж и Кхас-Махал, восьмиугольная башня и дворец, куда посадили шаха Джахана и где он провел последние восемь лет своей жизни.

Информация для посетителей

Время работы Тадж-Махала

Мавзолей открыт ежедневно с 6 утра до 19.00, кроме пятницы (В этот день он открыт только для тех, кто приходит на пятничную службу в мечеть на территории Тадж-Махала).

Также Тадж-Махалом можно полюбоваться при лунном свете – за два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.


Вход

Вход в Тадж-Махал стоит 750 INR (примерно 12$) , детям до 15 лет – вход свободный.

Лучшее время для посещения Тадж-Махала

Тадж-Махал великолепен на рассвете. Это определенно лучшее время для посещения, и людей в эти часы меньше. Закат - другое волшебное время, когда можно насладиться чудесными видами. Можно рассматривать Тадж в течение пяти ночей в период полнолуния. Количество входов ограничено. Билеты нужно покупать за день до посещения в Офисе археологической разведки Индии (12227263; www.asi.nic.in; 22 Молл; индийцы/иностранцы 510/750 INR) . Подробности читайте на их сайте. Учтите, что среди водителей рикш этот офис известен как Taj Mahal Office.

Фото- и видеосъемка

Фото- и видеосъемка профессиональной аппаратурой запрещена (зеркальные фотоаппараты из-за большой популярности среди туристов, как правило, не считают за профессиональную аппаратуру, но могут быть проблемы, если у вас уж очень большой объектив) . Разрешение на съемку обычной камерой обойдется в дополнительные 25 INR .

Залитый солнцем Тадж-Махал

Как добраться

Тадж-Махал расположен в индийском штате Уттар-Прадеш в городе Агра – это примерно 200 км. от Дели.

Из Дели до Агры ходят следующие поезда:

  • Shatabdi Express - уходит со станции New Delhi Station в 6:00 утра, обратно в 20:40 (время в пути 2 часа).
  • «Taj-Express» - отходит со станции Nizamuddin Station в 7:15, обратно в 18:50 (время в пути 3 часа).
  • Помимо них, через Агру идут все поезда на Калькутту, Мумбай и Гвалиор.

Кроме того, до Агры можно доехать и на автобусе (экспресс от 3 часов), такси (2000 INR) или заказав групповой тур (от 1500 INR, включая входные билеты).

Уже из самой Агры до Тадж-Махала можно доехать на рикше или такси.

 


Читайте:



Речные прогулки с развлекательной программой Что ждет вас на борту

Речные прогулки с развлекательной программой Что ждет вас на борту

Парк культуры, г. Москва, Фрунзенская наб., причал «Крымский мост» Начало действия Окончание действия Вы можете предъявить купон как в...

Карта Флоренции: лучшие прогулки по цветущему городу Интерактивная карта флоренции

Карта Флоренции: лучшие прогулки по цветущему городу Интерактивная карта флоренции

Перед вами подробная карта Флоренции с указанием названий улиц на русском языке и номерами домов. Вы легко сможете проложить маршрут, передвигая...

Итум-Кали, Хачарой, Ведучи

Итум-Кали, Хачарой, Ведучи

Ассаламу Алейкум! Предлагаю для Вашего вниманию фото сделанные во время поездки по горному маршруту Грозный->Шатой->Итум-Кали->Хачарой->Веду чи....

Узнайте: какую квартиру выгодно сдавать в аренду, чтобы получать хороший доход?

Узнайте: какую квартиру выгодно сдавать в аренду, чтобы получать хороший доход?

Эксперты рынка прогнозируют: не исключено, что следующий год пройдет под знаком аренды. Покупатели откладывают сделки для лучших времен, ждут когда...

feed-image RSS