Главная - Калужская область
Какие существуют правила посещения мечети? Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети Когда ходят в мечеть

Среди множества разнообразных зданий, построенных людьми на Земле, всегда особенно выделялись места, куда люди приходили, чтобы поклониться Всевышнему. Их старались сделать более высокими, чем обычные дома, украшать самыми разнообразными способами и относиться к ним с особенным уважением.

Недаром в исламе мечети – места поклонения и богослужения – называют дома Аллаха (бейтуллах по-арабски). Разумеется, это не следует понимать в том смысле, что Всевышний живет в этом месте, имеется в виду, что мечети особо посвящены Аллаху - там проводят общие молитвы, поминают Его имя, там люди отрешаются от мирской суеты. Поэтому, когда человек идет в мечеть, он, можно сказать, отправляется в гости к Всевышнему.

В Коране говорится об этих особенных местах так:

«Воистину мечети принадлежат Аллаху, и поклоняйтесь там одному Аллаху» (72:18).

Наш Пророк (мир ему и благословение) много раз подчеркивал, что человек, который любит посещать мечети, будет особенно вознагражден за это. В известном хадисе, где перечисляются семь категорий людей, которые смогут укрыться в Судный день в тени Трона Аллаха, говорится, что в числе этих избранных будет человек, чье сердце было привязано к мечети в земной жизни.

Мечеть – это не только место для ежедневной молитвы. В наше время, когда люди особенно много заняты мирской суетой и увлечены погоней за земными благами, мечеть – это место, где собираются люди, преданные религии. Здесь можно встретиться с братьями и сестрами по вере, здесь проводятся лекции и уроки по основам религии, читается Коран. В одном из хадисов сказано, что «мечеть – это дом для каждого верующего» . В другом сообщении передается, что:

«Когда человек приходит в мечеть для молитвы и поминания Аллаха, Всевышний Аллах встречает его радостно, подобно тому, как семья радостно встречает человека, вернувшегося домой» (Ибн Маджа).

Думаю, нет мусульман, которые не понимали бы значимость мечети. Однако, к сожалению, время от времени приходится наблюдать, что мусульмане далеко не всегда ведут себя в мечетях подобающим образом и оказывают этому месту должное уважение.

Итак, как себя следует вести в мечети и чего там делать нельзя?

1 . Если мечеть – это дом Всевышнего, а мы – когда находимся в них – Его гости, то, отправляясь в мечеть, следует вести себя соответственно. Когда мы идем в гости – особенно к уважаемым людям – мы тщательно умываемся, одеваем чистую и красивую одежду, аккуратно причесываемся.

Тем более, отправляясь в мечеть, нужно быть чистым и опрятным, и находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Особенно это касается людей, которые отправляются в пятницу на джума-намаз – им весьма желательно искупаться, надеть лучшую одежду и привести себя в порядок.

Также одежда находящихся в мечети должна закрывать аурат – те части тела, которые необходимо скрывать от посторонних. Для женщин, в частности, - это все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног. Мужчинам также нежелательно быть в шортах либо в слишком обтягивающих брюках – хотя формально эта одежда закрывает аурат, это противоречит уважительному отношению к месту для молитвы.

2. Верующим следует бережно относиться к имуществу мечети - не нарушать там порядок, не портить ее имущество, не пачкать, не мусорить. Не нужно думать, что следить за порядком в мечети – это дело лишь ее работников. Нет, это касается каждого из нас.

В одном из рассказов из жизни Пророка (мир ему и благословение) передается, что в Медине жила женщина, которая старалась добровольно поддерживать порядок в мечети. Однажды Пророк (мир ему и благословение) не увидел ее и спросил, что с ней. Сподвижники сказали ему, что она умерла. Тогда он совершил по ней заупокойный намаз и сказал: «Я видел ее в Раю. Она была вознаграждена за уборку в мечети» (Бухари).

Порядок следует поддерживать не только в самой мечети, но и на прилегающей к ней территории.

3. При входе в мечеть, следует заходить с правой ноги, произнеся следующее дуа:

«Аллахумма ифтах ли абваба рахматик»

«О, Аллах, открой мне врата Твоей милости»

После вхождения в мечеть, перед тем, как садиться, весьма желательно совершить два ракаата намаза приветствия мечети – тахийятуль-масджид. Его можно совершать в любое время, кроме тех промежутков времени, когда читать намаз нежелательно (макрух) – во время восхода солнца, пока оно полностью не поднимется над горизонтом; во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату; и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью.

В таком случае можно вместо намаза произнести следующие слова:

«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар»

«Свят Аллах, вся хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик».

При выходе из мечети желательно произнести следующее дуа:

«Аллахумма инни асалюка мин фадлик»

«О Аллах, я прошу Твоей милости»

4. Не следует находиться в мечети человеку, от которого исходит резкий неприятный запах. Поэтому верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов как лук или чеснок перед уходом в мечеть.

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Кто съел один из этих двух овощей (лук или чеснок), пусть не приближается к нашим мечетям до тех пор, пока от него не перестанет пахнуть» (Муслим).

Женщинам следует воздерживаться от использования парфюмерии – это порицаемо для них в общественных местах и, тем более, в таком месте, как мечеть.

5. В мечетях следует вести себя тихо – не повышать голос, даже если человек читает Коран или зикр, это отвлекает других молящихся. Тем более, будет грубым нарушением этикета мечети, если люди, забыв о святости места, где они находятся, начинают вести громкие разговоры на посторонние темы, спорить, шуметь.

6. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны перед входом в мечеть или убрать на них звук. Использование телефонов в мечети – когда мелодия звонка раздается во время общей молитвы – стало настоящим бедствием нашего времени. И хотя перед началом каждой молитвы многие имамы специально делают напоминание об этом, находятся люди, которые игнорируют эти просьбы.

Отвечать на звонки и разговаривать по телефону в мечети тоже будет противоречить уважению к этому месту. Если у вас какой-то важный разговор, лучше будет выйти на улицу и пообщаться там.

7. В мечети не разрешается заключать торговые сделки или делать объявления о пропавших вещах, и вообще – лучше не беседовать на мирские темы, тем более, таким образом, который мешает другим людям.

8. Неуважительным считается сидеть в мечети, вытянув ноги в сторону киблы – того направления, в котором совершают молитвы.

9. Не следует проходить перед человеком, который совершает намаз; поднимать тех людей, кто уже сел в ряд, чтобы пройти вперед; проталкиваться в ряд, если в нем уже нет места.

10. Если человек пришел в мечеть в то время, когда звучит азан, то покидать мечеть, не совершив коллективную молитву, порицается (если только он не является имамом в другой мечети). Есть сообщение, где рассказывается следующее:

«Мы сидели в мечети вместе с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), и муэдзин читал азан. В это время один мужчина встал с места и ушел. Абу Хурайра проводил его взглядом и сказал: “Воистину, этот человек ослушался Пророка (мир ему и благословение)”» (Абу Дауд и Муслим).

11. Отдельный момент представляет собой присутствие детей в мечети . Часто приходится видеть, что родители – особенно женщины – приводят с собой в мечеть маленьких детей, которые потом могут бегать, играть и шуметь в зале для молитвы, отвлекая других людей.

Этого тоже следует избегать – детей в мечеть лучше приводить в том возрасте, когда они уже осознают святость этого места и умеют себя правильно вести (не кричать, не бегать, ничего не пачкать). Если же вам не с кем оставить ребенка, возьмите для него игрушки или книжки, чтобы ему было чем заняться, и он мог бы посидеть тихо.

Если вы собираетесь прийти в мечеть в первый раз

Люди, которые только недавно пришли к соблюдению религии или недавно приняли ислам, особенно женщины, часто волнуются: «Можно ли мне прийти в мечеть, как одеться, как себя вести?». Для них специально перечислим некоторые моменты:

Как мы сказали выше, в мечеть следует приходить в состоянии ритуальной чистоты – совершить малое омовение или, по возможности, искупаться. Одежда и обувь должны быть чистыми.

Если вы – женщина:

Женщинам следует надеть такую одежду, которая будет закрывать все тело – кроме лица, кистей рук и ступней ног. Также одежда не должна быть слишком обтягивающей или прозрачной. Если у вас нет длинной юбки или платья, можете надеть брюки, но широкие, а сверху наденьте длинную кофту или тунику. Голову обязательно покройте платком.

Не следует пользоваться духами или другой резко пахнущей парфюмерией.

В мечетях обычно есть отдельный вход для женщин, либо отдельные залы для мужчин и для женщин. Заранее узнайте при входе в мечеть, куда вам следует пройти.

Многие исламские ученые порицали нахождение в мечети женщин во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Так что лучше не посещать мечеть в таком состоянии.

Если вы еще не умеете совершать намаз, а пришли просто посмотреть, старайтесь не мешать другим молящимся. Не следует без необходимости ходить по залу для молитвы, и особенно старайтесь не проходить перед человеком, который молится.

Если хотите что-то спросить, делайте это тихо, шепотом – и не в то время, когда совершается коллективная молитва. Даже если вас интересуют какие-то религиозные вопросы, лучше не заводить продолжительных бесед с кем-то из посетителей, это отвлекает тех, кто пришел помолиться – лучше узнайте, когда проводятся уроки по основам ислама, чтобы узнать нужные вам моменты у знающих людей.

И пусть Всевышний поможет нам соблюдать этикет в доме Аллаха.

Анна (Муслима) Кобулова

  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих» ;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када );
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

« Вознаграждение (саваб) за совершение коллективн ого намаз а в 27 раз больше вознаграждения (саваб ) индивидуального намаз а » .

«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).

Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха» .

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва аз ).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.
Полная современная энциклопедия этикета Южин Владимир Иванович

Поведение в мечети

Поведение в мечети

Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - Запретная мечеть, которая находится в Мекке. В центре ее стоит Кааба - главная святыня мусульман.

В первые века существования ислама мечеть строилась стена к стене с домом наместника, в ней хранилась казна, объявлялись указы, вершился суд шариата. В наше время светские функции мечети изменились, но она попрежнему играет объединяющую роль: здесь организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

По уровню своей значимости мечети делятся на соборные (они же пятничные), квартальные, домашние, мечети при медресе, а также при аэропортах, гостиницах и т. д. Привычный облик мечети, включающий купол и минарет, сложился лишь около VIII в.

Пять раз в день в строго определенное время с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает особый служитель - муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным, но женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.

Существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду.

Пол в мечети устлан коврами, поэтому обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Особые правила посещения мечетей существуют для женщин. Одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы следует полностью спрятать под платок. Уровень требований к внешнему облику женщин в разных мечетях различен.

Так, в Москве достаточно относительно длинного платья и платка, а, например, в Мешхеде иностранной посетительнице выдается чадра. В «критические дни» женщине запрещается посещать мечеть.

В целом посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз (араб. salat - салат, салят), то есть молиться, кто-то - читать Коран или просто сосредоточиться на мысли о Всевышнем. Поэто му не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участия в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Из книги Русско-английский кинологический словарь по экстерьеру автора Климовская Татьяна Алексеевна

ПОВЕДЕНИЕ поведение - behaviourтемперамент - temperamentхарактер - characterТИПЫ ПОВЕДЕНИЯагрессивное - aggressiveадекватное - adequateактивное - activeбдительное - watchfulбеспокойное - anxiousбесстрашное - fearlessблагородное, с достоинством - dignifiedвеличественное - regalверное - faithfulвеселое -

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

МЕЧЕТИ СТАМБУЛА В 658 году до н. э. греческие колонисты из Мегары основали на острове, расположенном между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, город Византии, который вскоре занял видное место среди других греческих полисов. В мае 330 года император Константин переехал в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон Энтони

ПОВЕДЕНИЕ Хозяин в домеБельгийским мужчинам хотелось бы считать, что в доме командуют они, что все здесь происходит по их законам, за их деньги, в назначенный ими срок, и желания их должны выполняться беспрекословно. Поскольку, по мнению бельгийских женщин, супружеская

Из книги Эти странные голландцы автора Боулт Родни

ПОВЕДЕНИЕ СемьяПри взгляде на газетную колонку рождений понимаешь, насколько благоговейно относятся голландцы к своим детям: "Ганс, новый гражданин мира, рожден от Пьета и Марии 04/03/01".Голландская семья - это и ядро gezelligbeid, и школа, где учатся искусству переговоров и

Из книги Эти странные исландцы автора Сейл Ричард

ПОВЕДЕНИЕ Типичный исландец в компании иностранцев тих и застенчив. Оказавшись на каком-либо сборище, он почти не говорит, чем удивляет людей, привыкших к тирадам. Таковы, например, американцы, способные говорить целый час о том, чего не знают, и два - о том, о чем имеют хоть

Из книги Эти странные шведы автора Берлин Петер

ПОВЕДЕНИЕ Мужчины и женщиныУ иностранца, оказавшегося в Швеции, может сложиться впечатление, что эта страна населена двумя совершенно не похожими друг на друга народами: один народ - это мужчины, а другой - женщины.Типичная шведская женщина красива, уверена в себе и

Из книги Эти странные шотландцы автора Росс Дэвид

ПОВЕДЕНИЕ Нация конформистовШотландцы - народ далеко не покладистый. Они имеют свое мнение обо всем на свете. Обладая чувством коллективизма, они в большинстве своем законопослушны, если с их точки зрения законы разумны. Но попробуйте воспользоваться ими в своих целях,

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

ЦЕРКВИ, ПЛОЩАДИ И МЕЧЕТИ От юго-восточного угла Платиа Клеовулу начинается улочка Одос Панетиу (Odos Panetiou), ведущая мимо мастерской Фидия вазописца Костаса Пеппаса. Он расписывает керамические сосуды точно по античным образцам.Отсюда вверх по узкому переулку вы попадаете

Из книги Эти странные австралийцы автора Хант Кент

Поведение Если вы надеетесь встретить в Австралии человека с нормальным поведением, похороните свои надежды. Вспомните, в каком окружении живут оззи.Даже географическое положение этой страны ненормальное. И я вовсе не о дешевом утверждении, что она подвешена вверх

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Мечети У европейцев сейчас благодаря средствам массовой информации сложилось представление об исламе как о религии фанатиков, экстремистов и террористов. Кажется, каждый правоверный мусульманин только и думает о джихаде и спешит попасть в рай, унеся с собой как можно

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Поведение В какой бы стране Вы ни находились, уважайте местные законы, обычаи и традиции! Ошибочно полагать, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя позволит Вам избежать наказания за их несоблюдение, либо получить какой-то особый статус. Помните, что с

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Мечети Исфахана «Исфахан - это половина мира», - восхваляли средневековые поэты резиденцию монарха в Центральной Персии. Однако в 1600 году шах Аббас I из династии Сефевидов принял решение перестроить свою резиденцию Исфахан и создать его новый образ - «прекраснейший в

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Зигалова Елена Юрьевна

1. Входя в мечеть, скажите следующее дуа :

«Бисмилляхи вас-саляту вас-саляму аля Расулюллах. Аллахумма афтахли абваба рахматик» («Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости») .

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение : «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети ». Сделав это, иншааллах, можно надеяться на духовную пользу от итикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду . В случае если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Проходить, перешагивая через людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана . Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуете его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей . Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдёт перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, перед тем как сесть совершите два ракаата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид . Это очень похвальное дело. Если у вас не остаётся времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остаётся времени даже на то, чтобы совершить суннат-намаз, и джамаат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр . Особенно полезно произносить следующие слова: «Субханаллахи валь-хамдуллиляхи ва ля иляха илляллаху ва Аллаху Акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры , пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения, молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джамаат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды . Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает своё место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь) на арабском языке, то вплоть до окончания пятничной молитвы запрещается совершать намаз, разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие . Однако, если кто-то начнёт разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред .

12. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, спокойно и мягко попросите его не делать этого . Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.

 


Читайте:



Испания карта курортов коста браво

Испания карта курортов коста браво

Коста-БраваКоста Брава - дословно переводится как «дикий берег» - родина Сальвадора Дали, представляет собой полосу побережья на северо-востоке...

Поездка в Израиль на отдых самому от А до Я

Поездка в Израиль на отдых самому от А до Я

5 ноября 2013 г. 7:59 Иерусалим, Эйн-Бокек, Эйлат, Тель-Авив — Израиль Январь 2013 Маршрут «Три моря и Иерусалим» предназанчен для тех, кто...

Неаполь великий и ужасный, или лучшее в неаполе Туристический офис UIT

Неаполь великий и ужасный, или лучшее в неаполе Туристический офис UIT

Перед вами подробная карта Неаполя с указанием названий улиц на русском языке и номерами домов. Вы легко сможете проложить маршрут, передвигая...

Какие сумки можно сдавать в багаж самолета

Какие сумки можно сдавать в багаж самолета

(он путешествует в багажном отсеке лайнера) и ручная кладь (вещи, которые вы берете с собой в салон).Правила их перевозки отличаются друг от друга,...

feed-image RSS