Главная - Хельсинки
Ново иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Новоиерусалимский монастырь: график богослужений, адрес и как добраться. Образы и святые места

В самом начале моего отпуска я отправилась на экскурсию в город Истра Московской области в...

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря был создан Художественно—исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.


В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Колокольня храма Воскресения Христова

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.


Земляная церковь святых Константина и Елены. Находится на глубине 6 метров ниже уровня земли. Мы приехали в монастырь и нам дали 1,5 часа времени для того чтобы могли осмотреться в храме, заказать поминовение родственникам живым и мёртвым, помолиться, поставить свечи. И я (никогда не бывавшая здесь) чудесным образом пришла сразу именно сюда, в храм своей покровительницы Святой равноапольной царицы Елены и её сына Константина.

Кувуклия с приделом Ангела. Здесь находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Икона Божией матери "Радость Всех Ангелов". Её можно увидеть только здесь в храме Воскресения Христова. На ней изображена Богоматерь, которая олицетворяет церковь, а под ней изображен Ново-Иерусалимский монастырь.

Не могу не остановиться на архитектурном украшении храма. Это необыкновенно красиво!

Это изразцы XVII века.

На изразцовых колоннах можно увидеть колос вверху, ниже виноградная гроздь. Всё это имеет религиозный подтекст и было создано именно для храма Воскресения Христова.

Украшения окон так же изразцы и скульптуры херувимов.

Экскурсия очень понравилась, необыкновенно интересный рассказ об истории монастыря, о его создателе Патриархе Никоне. Посмотрели имеющиеся в храме Святыни (их я не фотографировала). Думаю, что обязательно приеду сюда позже.

Вам, мои дорогие читатели, интересной и познавательной информации для души!

В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

Истра. Новый Иерусалим

Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.


Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.


Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

История Новоиерусалимского монастыря

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.


Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.


Воскресенский собор. Декоративные элементы


Воскресенский собор. Изразцы

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.



Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.


Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.


Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.


Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.


Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.


Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.


Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.


Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.


Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).


Воскресенский собор


Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы


Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».

Как добраться в город Истру и город Новый Иерусалим из Москвы, а также в Новоиерусалимский монастырь:

Добраться к нам можно тремя способами (описаны маршруты как добраться до монастыря, но поскольку он находится в городе Истра, то вполне пригодятся тем, кто едет в Истру. Маленькое примечание, если едете в Истру на электричке, то выходите на станции Истра, если до монастыря, то на станции Новоиерусалимская):

1. На электричке из Москвы от метро Рижская, Дмитровская, Войковская(пл. Ленинградская), Тушино - время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать до станции Новоиерусалимская или станции Истра.

Внимание: необходимо брать билет на электричку, которая следует до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамск, Шаховская
Электрички, которые следуют до ст. Дедовск и ст. Нахабино не доезжают до ст. Истра или Новоиерусалимская (находятся на пол пути)

Также есть электрички следующие с Курского направления, можно доехать от метро Комсомольская (платформа Каланчевская), от метро Курская (Курский вокзал - обычно 5 платформа). С этого направления электрички ходят не часто, в основном до ст. Дедовск и ст. Нахабино (не доезжают до ст. Новоиерусалимская). Но при желании можно сесть и на эти электрички, выйти на станции Тушино и подождать электричку следующую с Рижского направления или же пересесть на автобус. Поэтому уточняйте, когда идут электрички до ст. Новоиерусалимская.

Расписание электричек до станции Новоиерусалимская или станции Истра

Путь от станции Новоиерусалимская в направлении города Истра:

Выйдя из перехода идете направо мимо здания вокзала в сторону автобуссных касс. Возле них находится подземный переход на другую сторону Волоколамского шоссе.

Спускаетесь в него и выходите на улицу Панфилова, по которой Вы и пойдете дальше никуда не сворачивая.
По пути следования у Вас слева будут: торговый центр Иерусалим,

небольшие жилые двухэтажные дома (построенные пленными немцами после войны),

детский садик.

Справа будет все время Волоколамское шоссе.

Спустившись с этого крутого спуска Вы увидите храм, который всем великолепием появится перед вашими глазами.

Сразу за мостиком слева небольшая достопримечательность - сказочные персонажи сказки "Курочка Ряба" (интересно будет детишкам).

За мостом Вы идете вдоль поля к храму.

Старенькие ворота, через которые Вы пройдете открывают путь сначала к небольшому музею и в Гефсиманский сад, где расположено деревянное зодчество.

СХЕМА проезда от станции Новоиерусалимская

Мы описали пешеходный маршрут от станции Новоиерусалимская, но если Вы хотите доехать от станции на автобусе или маршрутке, то не нужно спускаться в подземный переход на привокзальной площади. чтобы перейти на другую сторону шоссе. Вам нужно пройти направо мимо перехода немного выйдя на само шоссе и увидите автобусную остановку. Нужно садиться на любой автобус или маршрутку, которая едет в сторону города Истра. Если хотите выйти у монастыря, то выходите на 2 остановке под названием "Музей", а если едете в город Истра, то едьте дальше. Если все же появились вопросы, как ехать, то звоните по телефону путеводителя указанному на сайте справа.

2. На автобусе № 372 из Москвы от метро Тушино до Истры (остановка "Почта") - время в пути 1 час.

Будьте внимательны, когда обратно будете ехать! В расписании не указан остановочный пункт Почта. Он находится между остановками ул. 9 Гвардейской Дивизии и ст.Истра, но по пути из Москвы на нем выйти можно (есть остановочный пункт). По пути в Москву остановочного пункта там нет (можно сесть на автобус на ул. 9 Гвардейской Дивизии или ст.Истра)

Путь к храму от автобусной остановки "Почта" в городе Истра:

Выходите из автобуса. Перед вами будет здание почты.

Поворачиваете налево и огибаете площадь в сторону промышленного здания - завод "Углемаш". В том же направлении едут и машины через площадь.
Вдоль промышленного здания "Углемаш" проходите мимо него и идите вдоль шоссе по улице Первомайской. Слева по пути Вам встретится достопримечательность - два кирпичных столба сразу за зданием "Углемаша".

На них будет табличка о том, что тут был дом, в котором жил А.П. Чехов и сразу же за ними увидите Дом Культуры.
Проходя далее по тротуару, увидите дорожку идущую в парк. Можете пойти по ней. Это более короткая дорога (минут на 5).

Не сворачивая, проходите по ней. На половине пути слева увидите еще одну достопримечательность - памятник самолету ИЛ-2 на стеле уносящейся в небо.

Идите далее по этой тропинке через парк. Выходите к "Г"- образному зданию,
проходите через его двор к зданию суда и, повернув около него налево увидите монастырь, к которому пойдете далее по тротуару к светофору около музыкальной школы.
Переходите через дорогу, и Вы у монастыря.
Если же решили не идти через парк, то от Дома Культуры, который будет слева идите вдоль забора по тротуару. Справа будет Волоколамское шоссе, которое и будет постоянным ориентиром (нужно иди вдоль него). Пройдете мимо здания банка, повернете налево и мимо детского сада, мимо здания, в котором будет ресторан "Сурожский стан" (в нем можно и покушать, поскольку на территории монастыря трапезная пока не предусмотрена).
Далее выходите к зданию суда и, как было описано выше идете к светофору и переходите на другую сторону шоссе к монастырю.

СХЕМА проезда от автобусной остановки "Почта" в городе Истра

3. Путь к городу Истра от Москвы на автомобиле:

Схема проезда на автомобиле по Волоколамскому шоссе (пройдите

Схема проезда на автомобиле по Новорижскому шоссе (пройдите

Нужно ехать по Волоколамскому шоссе мимо Красногорска, Нахабино, Дедовска, Снегири (комплекс воинской славы - музей военной техники под открытым небом), затем проезжаете через реку Песочная и вы в городе Истра.
Чтобы миновать пробки, порой возникающие на Волоколамском шоссе в районе Красногорска, можно выехать на МКАД, а затем съехать на Новорижское шоссе и ехать по нему до первого поворота на Истру, по которому вы попадете на Волоколамское шоссе за 7 км до Истры, далее по нему едете через Истру, как было указано выше.

Отрезок пути от центра города Истра до монастыря можно увидеть на второй схеме.

Если Вы заказали автобус или едете после 12.00 дня, то основная остановка перед главным входом в храм может быть уже заполнена машинами. В этом случае, можете не ехать на основную стоянку, а проехать по Волоколамскому шоссе далее вдоль монастыря, где увидите вторую стоянку с большим количеством стояночных мест удобную для длинномерного транспорта (автобусов) или другого транспорта. Ваши пассажиры смогут зайти в храм в этом случае со стороны западных ворот или же по тротуару вдоль стены вернуться и выйти к главному ходу (5 минут ходьбы под сенью вековых сосен)

Добро пожаловать!

В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса. Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды.

ОБРАЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

Новоиерусалимский монастырь — попытка воссоздать комплекс святых мест («первообраза») на российской почве, под Москвой.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.

Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.

Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.

Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк.

Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.

При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.

Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.

Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.

При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.

В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (ХVII-ХIХ вв.):

■ Воскресенский собор (1656-1685 гг.),

■ Остатки колокольни (разрушена в 1941 г.),

■ Церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.),

■ Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.),

■ Трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.),

■ Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.),

■ Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.),

■ Настоятельские покои (конец XVII в.),

■ Братский корпус (конец XVII в.),

■ Караульные палаты (1690-е гг.),

■ Палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.),

■ Больничные палаты (1698 г.),

■ Квасной погреб (1690-е гг.).

■ Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Баруха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).

Постройки за крепостной стеной:

■ Скит Никона (1658 г.),

■ Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).

■ Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села — Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим. Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В. В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе . Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность - 1000 метров.

Ново-Иерусалимский монастырь, Истра

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия . Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу , часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь - не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

Дальнейшая история

После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.

  • На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

  • В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
  • В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
  • В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
  • В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
  • Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви . Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.

Знакомимся с православием:

История от XVIII века и до сегодняшнего дня

В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.

  • При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
  • В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
  • В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.

Воскресенский собор в XIX веке

  • В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
  • После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
  • Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.

В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.

Архитектура «Нового Иерусалима»

В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.

Еще читайте о русских храмах и монастырях:

Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.

  • При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
Интересно! Собор славился прекрасным убранством — порталами, надписями, торжественными образами икон и декоративных поясов. Керамическая плитка, отличающаяся проработкой рельефа и крупными габаритами, насыщает внешний вид божественной грациозностью.
  • С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
  • Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота - 9 м, а толщина - 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
  • Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.

Как добраться

Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.

Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.

Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.

Видео о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре

 


Читайте:



Итум-Кали, Хачарой, Ведучи

Итум-Кали, Хачарой, Ведучи

Ассаламу Алейкум! Предлагаю для Вашего вниманию фото сделанные во время поездки по горному маршруту Грозный->Шатой->Итум-Кали->Хачарой->Веду чи....

Узнайте: какую квартиру выгодно сдавать в аренду, чтобы получать хороший доход?

Узнайте: какую квартиру выгодно сдавать в аренду, чтобы получать хороший доход?

Эксперты рынка прогнозируют: не исключено, что следующий год пройдет под знаком аренды. Покупатели откладывают сделки для лучших времен, ждут когда...

Испания карта курортов коста браво

Испания карта курортов коста браво

Коста-БраваКоста Брава - дословно переводится как «дикий берег» - родина Сальвадора Дали, представляет собой полосу побережья на северо-востоке...

Поездка в Израиль на отдых самому от А до Я

Поездка в Израиль на отдых самому от А до Я

5 ноября 2013 г. 7:59 Иерусалим, Эйн-Бокек, Эйлат, Тель-Авив — Израиль Январь 2013 Маршрут «Три моря и Иерусалим» предназанчен для тех, кто...

feed-image RSS