Разделы сайта
Выбор редакции:
- Большой кремлевский дворец
- Последние отзывы о ялте Отдых в крыму город ялта
- Джеймс фенимор купер последний из могикан читать Последний из могикан куприн
- Амстердам - Лондон от Eurostar Когда поездка из Амстердама в Лондон будет прямой, без пересадок
- Остров рождества и миллионы мигрирующих крабов
- Куда лучше поехать на курорты болгарии
- Отдых на озере Банное (Якты-Куль)
- Какие самолеты в парке «Аэрофлота
- Где находятся горы атлас на карте африки
- Бодрум – город клубов и богатой истории
Реклама
Понте Ротто: первый каменный мост в Риме. Каменный мост Достопримечательность столицы России |
С улицей Большая полянка. После смерти мастера строительство прекратилось, так как план посчитали слишком смелым и дорогим. Работы завершил монах Филарет в 1687 году по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына. Строили по плану Кристлера, который оставил деревянную модель моста. Причем на работы потратили так много, что о ценности и дороговизне чего-либо говорили: «Дороже Каменного моста!». Большой Каменный мост тогда находился в другом месте - начинался у подножия Дома на набережной и вел к Ленивке. Он был в 3-4 раза шире московских улиц, и поэтому его наполнили многочисленные строения. В петровские времена на Большом Каменном мосту стояли палата Предтеченского монастыря и 4 каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак «Заверняйка». В Шестивратной башне размещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в тайном изготовлении вина. Под ними находились галереи, куда москвичи ходили гулять и пить вино и пиво. Под мостом был пивной ледник. У отводных быков стояли водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами. Мельники жили тут же, в Шестивратной башне. А еще под Большим Каменным мостом собирались воры. Особенно дурной славой пользовался один из пролетов на левом берегу - «девятая клетка». Мимо нее с наступлением вечера москвичи старались не ходить. В 1731 году по указу Анны Иоанновны Большой Каменный мост расчистили.А в середине 1850-х обветшавший мост решили снести. Это оказалось довольно трудным делом: кладка была такой прочной, что ее пришлось взрывать. В 1858 году на месте разобранного моста построили новый, первый в Москве металлический трехпролетный мост по проекту Танненберга. Он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать: после строительства канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра. В 1938 несколько ниже по течению реки построили современный мост по проекту В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Длина пролета главной арки составила 105 метров. Этот мост вошел в историю: на обороте титульной страницы российского паспорта изображена панорама Это, пожалуй, самый известный мост столицы. Именно его, чаще всего, можно увидеть на видовых фото Москвы. Здесь, Вам и Кремль, и Москва-река и, собственно, Большой Каменный мост, высоко поднятый над водой. Так сказать, «бренд столицы». Как раз рядом с ним, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, в фильме «Место встречи изменить нельзя», встретили солдата, любовавшегося видами Москвы. Дело было после война, а значит, они уже видели мост, построенный в 1938 году. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». С лева на право: Шарапов - солдат - Жеглов. Он, безусловно, удобен, поскольку имеет лучшее, с точки зрения автомобильного движения, расположение (его предшественники, неизменно, стали бы виновниками пробок, если были бы сохранены). Он достаточно высок и, позволяет беспрепятственно, небольшим судам, курсировать по реке. С моста открывается один из лучших видов на центральную часть города, да и сам он имеет весьма красивое оформление. Однако, история его предшественников куда более захватывающая. Итак,первая переправа появилась на этом месте в незапамятные времена и, проходила,скорее всего, через брод. Значение ее постоянно росло, поскольку здесьсходились важные дороги и водные пути, а само поселение, вошедшее в составСуздальского княжества, выполняло роль опорного военного пункта на границе снесколькими княжествами (Смоленским, Новгородским, Рязанским и Северским). С какого времени, неизвестно, но здесь появился наплавной мост, представлявший собой нехитрую деревянную конструкцию из досок, положенных поверх плотов, перекрывавших почти 100 метров водной поверхности. Такие мосты использовались повсеместно и имели множество недостатков. Во-первых, их нужно было разводить и сводить во время прохода судов, что занимало немало времени. Во-вторых, они могли пострадать от пожара и в период ледохода и ледостава. Так что мост нужно было наводить ежегодно, после схода льда и до его появления. В такое время, когда переправа была убрана, а лед уже начинал ломаться, добраться до другого берег было очень сложно, опасно, а иногда и просто невозможно. Тем не менее, современники восхваляли деревянные «Москворецкие мосты». Отметили их и иностранцы. В XVII веке в Москве побывал Павел Алеппский, путешественник и церковный деятель из ныне печально известного города Алеппо. Он оставил вот такие записи: «Мост близ Кремля, насупротив ворот второй городской стены, возбуждает большое удивление: он ровный, сделан из больших деревянных брусьев, пригнанных один к другому и связанных толстыми веревками из липовой коры, концы коих прикреплены к башням и к противоположному берегу реки. Когда вода прибывает, мост поднимается, потому что он держится не на столбах, а состоит из досок, лежащих на воде, а когда вода убывает, опускается и мост. Когда подъезжает судно с припасами для дворца из областей Казанской и Астраханской… из Коломны… к мостам, утвержденным (на сваях), то снижают его мачту и проводят судно под одним из пролетов; когда же подходят к упомянутому мосту, то одну из связанных частей его освобождают от веревок и отводят ее с пути судна, а когда оной пройдет к стороне Кремля, то снова приводят ту часть (моста) на ее место. Здесь всегда стоит множество судов, которые привозят в Москву всякого рода припасы… На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку… по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска. Все городские служанки, слуги и простолюдины приходят к этому мосту мыть платье в реке, потому что вода здесь стоит высоко, в уровень с мостом».
Представить себе как выглядел наплавной мост поможет гравюра Питера Пикара, выполненная в XVII веке и запечатлевшая соседний подобный мост на Москва-реке. XVII век был очень тяжелым для Москвы и многих других земель государства. Наша страна переживала последствия Смутного времени, разорения земли поляками, частые смены правителей. Разрослись военные слободы, да и ремесленный люд воспрянул после длительного периода хаоса. Назрела необходимость прочно связать берега реки Москвы каменным мостом. Только вот в самой Москве, опыта по подобному строительству не было, если не считать двух небольших кирпичных мостов, возведенных еще в XVI веке, поэтому и обратились к иностранному специалисту. В 1634 году пригласили «палатного мастера» из Страсбурга – Кристлера. Тот приехал не один, а с племянником и множеством необходимых инструментов. На основе их расчетов русские мастера выполнили деревянный макет, а иностранцы подготовили все необходимые расчеты, что и было представлено в Посольском приказе. Однако, затраты на строительство были не шуточными и, проводившие экспертизу думный дьяк Григорий Львов и каменных дел мастер Степан Кудрявцев, должны были убедиться в их целесообразности. Мастера гарантировали, что мост устоит «от льду в два аршина» (около 1,5 метра), благодаря шести каменным «быкам» на мощных опорах. Они также заверили экспертов, что «Своды будут сделаны толсты и тверды, и от большой тягости никакой порухи не будет». Ширина моста позволяла проходить войскам и артиллерии. А со стороны Кремля, конструкция должна была соединяться с мощным предмостным укреплением, которое бы позволило защищать подступы к «сердцу» Москвы. Проект был представлен царю – Михаилу Федоровичу и окончательно утвержден. Почти сразу начали заготавливать нужный материал. К сожалению, первому царственному Романову не удалось войти в историю как строителю «чудо-моста», так как в 1645 году он скончался. По печальному совпадению и Иоганн Кристлер последовал за заказчиком год спустя. А грандиозную затею отложили на долгие годы. Вернулись к проекту только в 80-х годах XVII века и достраивали мост 5 лет. Работы велись уже под руководством русского мастера, при этом монаха. В 90-х годах мост был закончен и получил название Всехсвятского, по воротам Белого города, к которым он подходил. (На современной карте Москвы – это выход к Москве-реке улицы Ленивки, вблизи Кремля). Противоположная, Замоскворецкая сторона заканчивалась башней, представлявшей предмостное укрепление. Всехсвятский мост в конце XVII в. Всехсвятский мост в конце XVII в. Рисунок Аполлинария Васнецова. Общая длинна моста была – 140 метров, а ширина – 22. Это, примерно, в 3 раза шире, чем средневековые улицы центра Москвы. При таких габаритах, мост превратился в отдельный город, который теперь даже трудно представить! На нем были построены деревянные лавки и каменные палаты, где расположились: пивной двор, Корчемная канцелярия и тюрьма, торговля разными товарами. Над всем этим возвышались «верхние гульбища», используемые для культурного распития слабоалкогольных напитков. Внизу находились ледники для сохранения товаров. Наверху развернулся торговый, деловой и развлекательный центр для приличной публики. Сюда приходили, чтобы полюбоваться видами города и развлечениями, вроде кулачных боев, которые устраивали на льду и, с восторгом наблюдали за ледоходом с безопасной высоты моста. В 1697 году, по случаю взятия Азовской крепости, юный Петр I, через этот мост и находившиеся там Триумфальные ворота, во главе своих войск вошел в Кремль. Кроме того, ежегодно по мосту проходили крестные ходы в Донской монастырь из Успенского собора. Всехсвятский мост имел еще одну интересную особенность: между опорами реку перегородили плотиной и устроили мельницу. Что, к сожалению, послужило началу его разрушения из-за усилившейся нагрузки. Кроме этого, некоторые исследователи склонны считать, что наши строители не смогли соблюсти все технологии строительства, задуманные Кристлером, в силу отсутствия опыта, что тоже ослабило постройку и, между прочим, сильно увеличило смету. Мост получился очень дорогим и даже вошел в распространенную, в то время, поговорку «Дороже Каменного моста». А в 1783 - произошел обвал 3-х арок. Погиб рыбак, находившийся под мостом, прачка, стиравшая белье и еще 2 человека, оказавшиеся поблизости. Для проведения восстановительных работ, прорыли Водоотводной канал из-за которого и появился, в самом центре города длинный и узкий загнутый как кусок Краковской колбасы, остров, с название Болотный, включавший в себя ту самую Болотную площадь. Мост ломали, разбирали и, даже взрывали пороховыми зарядами, пока полностью не очистили место. И все таки, память о нем удалось сохранить, как минимум, в городских преданиях. Во-первых, в Москве до сих пор есть дом, расположенный по адресу: Моховая улица, дом 7, который построен, как считают местные жители из обломков Большого Каменного моста. Причиной тому была заметка в газете «Московские губернские ведомости» от 1859 года. Там говорилось: «Из купленного оставшегося от разломки старого материала с добавлением нового, построен купцом Скворцовым большой доходный дом на углу Моховой, по проекту архитектора Никольского. Фасад этого здания довольно красивый, внизу – хорошие магазины; в верхних этажах квартиры различного объема». Документальных подтверждений, что обломки были частью моста, мне найти не удалось. Тем не менее, московские краеведы, в своих работах, часто придерживаются именно этой версии. Дом, кстати, был перестроен в конце XIX столетия по проекту петербургского архитектора в стиле «Северного модерна». Его автор, Василий Васильевич Шауб делал многое для развития этого направления в архитектуре и создал много различных построек, которые можно теперь увидеть на Васильевском острове и Петроградской стороне в Петербурге. А недавно, начали создание графической реконструкции Кремля на начало XVIII века. Так то теперь можно увидеть как выглядел Большой Каменный мост и Кремль несколько веков назад. Да что там говорить! Даже при сооружении нового, металлического моста за ним сохранилось название «Большой Каменный». Его спроектировал инженер-полковник Танненберг. Новая конструкция имела две каменные опоры с далеко выступающими вперед, ледорезми, на которых покоились чугунные пролеты. Не смотря на то, что это был первый металлический мост в Москве, ни интереса, ни восторга у местных жителей он не вызвал и от него избавились довольно быстро, тем более, что был подходящий повод. В начале XX века он сильно усложнил транспортную ситуацию в самом центре. Большой Каменный мост (металлический). XIX век. Московский анекдот того времени рассказывал о незадачливом чиновнике, который с удивлением смотрел на огромные выступы опор и выяснив, что это ледорезы, возмущенно сказал: «А если лед пойдет с другой стороны?!» В 1921 году, уже советские власти, объявил конкурс на проект нового моста. И лишь со второй попытки появился вариант, устроивший комиссию. Его построили в 1938 году, чуть сдвинув ниже по течению к Боровцкой площади. Верхняя поверхность моста – прямая, ее поддерживает, изогнутая дугой металлическая конструкция, опирающаяся на две каменные береговые опоры. Наверху находится металлическая ограда, украшенная советскими гербами Москвы в окружении знамен с колосьями по бокам. Конструкция получилась, прямо скажем, незатейливая. Но, главное в ней то, что ее форма и высота перекрывают обзор только кремлевских стен и при этом подчеркивают его высокое расположение, служа неким пьедесталом для башен Кремля и храма Христа Спасителя. Одновременно, Большой Каменный мост является одной из лучших смотровых площадок города. Инженер Н. Я. Калмыков в компании с архитекторами: Владимиром Алексеевичем Щуко и Владимиром Георгиевичем Гельфрейхом (авторами пропилей Смольного), Михаилом Адольфовичем Минкусом, «наступив на горло собственной песне», сделали самый простой мост, плохо запоминающийся, который отходит на задний план, позволяя увидеть главное – великолепную панораму берегов Москвы-реки, сохранившую большое количество самых узнаваемых достопримечательностей столицы. Большой Каменный мост - мост через Москву-реку, соединяющий Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые - 42,5 м, ширина 40 м. С Большого каменного моста открываются замечательные виды на , . Ближайшие станции метро: Полянка, Боровицкая, Третьяковская. Решетка Большого каменного моста украшена символикой СССР раннего периода. Так, на гербе можно разглядеть Монумент советской конституции, который находился на Тверской площади напротив здания Мэрии Москвы в 1918-1941 годах. Историческая справка Современный мост был построен в 1938 г. и установлен несколько ниже по течению реки (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Позже мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича было начато строительство моста через Москву реку мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Мост назвали Всехсвятским по находящимся рядом Всехсвятским воротам . После смерти царя и мастера строительство прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Строительство возобновили в 1682 году и завершили в 1687, по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом стрцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского. Другие имена моста были: Берсеневский и Новый каменный (под Старым каменным подразумевался Троицкий мост через Неглинку, у Троицкой башни Кремля). Со временем, за мостом утвердилось современное название. На строительство моста были потрачены огромные средства. В то время даже возникла поговорка - « » (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX в. в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!». Со временем мост обветшал. В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты. ВидеоИзображенияВсехсвятский мост. Москва конца 17 века. Васнецов А.М., 1901 г. Ярославский художественный музей Декабрь 11, 2018 Здесь, на Палатинском мосту, ежедневно останавливаются сотни туристов, чтобы в который раз запечатлеть себя у стоящего посреди реки громадного обломка древнеримской истории. Многие сотни лет он возвышается над неспокойными водами Тибра в том месте, где река делает последний поворот, прежде чем покинуть район исторического центра Вечного города. Это сохранившиеся до сих пор остатки древнего моста, называемого сегодня Понте Ротто (Ponte Rotto), являвшегося первым каменным мостом Рима. Понте Ротто, Тибр При проведении работ по расширению русла реки и облагораживанию его берегов, в 1887 году пешеходный мост через Тибр был ликвидирован. Его два арочных пролета, находившиеся ближе к западному берегу и построенные в XVI веке, разрушили, оставив лишь один по центру реки. Возвышающаяся над водой руина до сих пор опирается на оригинальные пилоны, построенные во II веке до н.э. Сломанный мост, 2018г Сегодня остатки моста покрывает множество трещин, придавая этому осколку древнеримской истории ни с чем несравнимый романтический вид. А стоящий посреди реки Сломанный Мост в Риме будет всегда напоминать его жителям об огромной разрушительной силе Тибра. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Испания карта курортов коста браво |
Новое
- Последние отзывы о ялте Отдых в крыму город ялта
- Джеймс фенимор купер последний из могикан читать Последний из могикан куприн
- Амстердам - Лондон от Eurostar Когда поездка из Амстердама в Лондон будет прямой, без пересадок
- Остров рождества и миллионы мигрирующих крабов
- Куда лучше поехать на курорты болгарии
- Отдых на озере Банное (Якты-Куль)
- Какие самолеты в парке «Аэрофлота
- Где находятся горы атлас на карте африки
- Бодрум – город клубов и богатой истории
- Мауна-Кеа – самая высокая гора в мире